7 ролей обожаемой лии ахеджаковой

Личная жизнь

Личная жизнь Лии Ахеджаковой насыщена судьбоносными перипетиями. Она трижды выходила замуж. Первым мужем был коллега по театральному цеху Валерий Носик. Супруги вместе работали в Московском ТЮЗе.

Второй раз актриса сыграла свадьбу с художником и поэтом Борисом Кочейшвили. Долгие годы на плечах актрисы лежал быт и финансовое обеспечение семьи. Супруг первое время не мог самореализоваться. Когда дела Бориса пошли в гору и его творчество стало востребованным, между супругами произошел разлад.

В 2001 году Ахеджакова вышла замуж в третий раз. Со своим избранником и будущим супругом – московским фотографом Владимиром Персияниновым – Лия Меджидовна познакомилась, когда ей исполнилось 63 года. Ни в одном замужестве у актрисы не было детей.

Борис Кочейшвили и Лия Ахеджакова

Интересно, что о последнем браке актриса долго не сообщала отчиму, который после смерти матери остался ее единственным близким человеком. Однажды Меджид Салехович обмолвился о своем преклонном возрасте и о том, что после его смерти Лия останется одна. Пришлось выложить все на чистоту.

Актриса не любит афишировать личную жизнь, поэтому редко появляется в общественных местах с супругом. Их совместные фото нечасто попадают в объективы репортеров.

Тем не менее в 2021 году знаменитость привлекла внимание прессы, подав в суд на бывшего мужа Бориса Кочейшвили с требованием выписаться из ее квартиры. На столь экстренные меры Ахеджакову побудила новость о намерении экс-супруга снова жениться

Лия Ахеджакова с мужем Владимиром Персияниновым

2 года исполнительница не общалась с коллегой Валентином Гафтом, известным своими едкими эпиграммами в адрес окружающих. Для Лии Меджидовны он написал:

Однако в полной версии миниатюрного стихотворения были и другие две строчки, которые совершенно меняют смысл первых и отнюдь не вызывают негатива:

Лучшей подругой Лии Ахеджаковой является коллега Алла Будницкая, с которой она делит дачу. Актриса долгие годы остается страстным садоводом.

В начале 2021 года Ахеджакова попала в больницу с коронавирусной инфекцией. Артистка успешно прошла лечение и, поправив здоровье, вернулась к привычной жизни.

Фильмография

Год Фильм Роль
1968 Возвращение

Петя, сын старшины

1973 Ищу человека Алла Кузнецова
1974 Таня

Дуся, домработница

1974 Иван да Марья

Аграфена, царевна

1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром! Таня
1975 Пошехонская старина Полька
1975 У самого Чёрного моря Виола
1976 По секрету всему свету

Елизавета Николаевна, учительница географии

1976 Двадцать дней без войны

женщина с часами

1977 Журавль в небе Роза Козодоева
1977 Служебный роман

Вера, секретарша

1978 Красавец-мужчина Лупачева
1978 Когда я стану великаном

Джульетта Ашотовна по прозвищу «Смайлинг», преподавательница английского языка

1978 Подарок чёрного колдуна Пугалица
1979 Поговори на моём языке Клавдия
1979 Москва слезам не верит

Ольга Павловна, директор клуба

1979 Гараж Малаева
1980 О бедном гусаре замолвите слово Лу-Лу
1981 Восьмое чудо света

Юлия Ермолина

1981 Куда исчез Фоменко? Алина
1981 Отпуск за свой счёт Ирина
1983 Кое-что из губернской жизни Мерчуткина
1983 Талисман Незнакомка
1983 Мама Ануш Ануш
1984 Маленькое одолжение Тома
1984 Медный ангел Росита
1984 Осенний подарок фей Фея Печали
1986 Игра хамелеона Ирма
1986 Повод Виолетта
1986 Размах крыльев

пассажирка 1 салона

1987 Другая жизнь Роза
1988 Грешник Зина
1989 Бродячий автобус

Зина, администратор

1989 Софья Петровна Кипарисова
1990 Допинг для ангелов Нина
1990 Сукины дети Нанайцева
1990 Мордашка

Зоя Николаевна

1991 Небеса обетованные

Фима (Амфимья Степановна)

1992 Я хотела увидеть ангелов мать Жени
1992 Семь сорок Ткачук
1993 Бездна, круг седьмой мать Ольги
1994 Трень-брень Маша
1995 Московские каникулы аферистка
1995 Бред вдвоём

Имя персонажа не указано

1997 Вино из одуванчиков Лина Ауфман
2000 Старые клячи Люба
2003 Пятый Ангел Сара
2004 Узкий мост Нина Петровна
2005 Казароза

Майя Антоновна

2006 Изображая жертву «Японка»
2006 Андерсен. Жизнь без любви гадалка
2006 Странное Рождество Люся
2007 Потапов, к доске!

Таисия Ивановна

2007 Ветка сирени

Анна Сергеевна, жена Зверева

2007 Дюймовочка Мышь
2007 Фото моей девушки

Любовь Григорьевна, мать Павла

2007 Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны

Мария Игнатьевна, целительница

2008 Четыре возраста любви «Зима»
2009 Книга мастеров Баба-Яга
2009 Банкрот Сваха
2010 Любовь-морковь 3

Елизавета Николаевна

2011 Дорогой мой человек

Ашхен Ованесовна Оганян

2012 Мамы

Светлана Семёновна

2017 Кроткая

правозащитница

«Человека надо охранять от человека…»

Одной из самых смелых задумок режиссера Эльдара Рязанова в 1978 году стал сюжет сатирического фильма «Гараж» (1979). Все действие полуторачасовой ленты разворачивается в пределах одного актового зала, где заседают пайщики вымышленного гаражно-строительного кооператива «Фауна». 

Идею для фильма Рязанову подбросила сама жизнь: в середине 70-х режиссер побывал на реальном заседании кооператива по строительству гаражей при «Мосфильме». Спустя несколько лет он решил отразить пережитые впечатления в сатирическом и остросоциальном «Гараже» – не зря он показал самого себя в фильме в роли профессора Смирновского, который все заседание проспал, облокотившись о гипсового бегемота. 

Съемки фильма шли ударными темпами, поскольку все актеры-участники (Светлана Немоляева, Андрей Мягков, Валентин Гафт) на момент начала работы были не только востребованными театральными актерами, но и звездами кино. Под всех них, в том числе и под Лию Ахеджакову, Рязанов писал роли специально. Для актрисы он придумал образ Елены Малаевой, матери-одиночки и младшего научного руководителя НИИ «Охраны животных». 

Именно героине Ахеджаковой принадлежал один из самых искренних и драматичных монологов фильма о том, что руководство кооператива собирается отказать самым беззащитным пайщикам. Чтобы восстановить справедливость, ей пришлось спрятать ключ от зала и запереть всех участников в одной комнате на целую ночь. 

Национальность, родители

Отец Ахеджаковой, Меджид, появился на свет в крестьянской семье в адыгейском ауле Псейтук. Поэтому многие считают, что адыгейкой является Лия Ахеджакова. Национальность ее, однако, установить можно лишь наполовину. Точно известно, что мать ее — русская, родом из Днепропетровска. По крайней мере, наполовину является русской и Лия Ахеджакова. Национальность отца точно не установлена, поскольку неизвестно, кем он был. Меджид стал для девочки отчимом. Однако Лия Ахеджакова (национальность которой порой ошибочно определяют, основываясь на том, что отцом ее является Меджид) всегда относилась к нему как к родному. Представим несколько фактов из биографии этого человека.

Смерть родителей Лии

Юлия Александровна умерла в 1990 году, а в 2012-м, в январе, не стало Меджида. Он умер на 98-м году жизни, совсем потерял зрение в последние годы. Дочь взяла на себя заботы о нем. После смерти его уникальный архив, который был посвящен культуре Адыгеи, передали по воле покойного в национальную библиотеку в Майкопе. Разбирая документы и книги, работники обнаружили свидетельство о рождении Лии с настоящей ее фамилией. Они сразу же отдали этот документ актрисе. Сама она данную информацию не разглашает. Поэтому национальность Лии Ахеджаковой остается до сих пор невыясненной. Мы по-прежнему можем лишь делать предположения, основанные на немногочисленных источниках.

Биография Лии Ахеджаковой, национальность ее, личная жизнь — обо всем этом можно говорить очень долго. В паспорте РФ указано лишь гражданство, тогда как в паспорте СССР была графа «национальность». Ахеджакова Лия Меджидовна — гражданка РФ. Это точно установлено. И мы можем гордиться нашей соотечественницей.

В 2013 году Лия Меджидовна отметила свое 75-летие. Продолжается биография Лии Ахеджаковой. Национальность ее, как и жизнь, обрастает многочисленными слухами. Но такова участь всех известных людей.

Роль секретарши Верочки

Все помнят картину «Служебный роман» и секретаршу Верочку. Роль эта стала одной из наиболее ярких в карьере такой замечательной актрисы, как Лия Ахеджакова. Фильмография ее пополнилась этой работой в 1977 году. Казалось бы, это всего лишь секретарша одного скучного учреждения. Однако Рязановым, режиссером фильма, роль строилась специально под Лию Ахеджакову. В Верочке имеется изюминка: она душка, прелесть, типичная секретарша. И все же в ней присутствуют парадоксальность, неожиданность, как будто выхваченные из реальной жизни и пробившиеся на экран.

Вот Верочка прибегает на работу. Одетая по последней моде, складная, худенькая, уверенная в себе. Она в курсе новейших течений — моды, жизни и т.д. В статистическом учреждении Верочка отнюдь не чувствует себя винтиком или пешкой. Напротив, она ощущает себя главным консультантом в мире новых течений жизни. Важные грани актрисы высветил этот образ. Типовое, «блочное» у нее становится подвижным, неожиданным, готовым обернуться в любое время изнаночной стороной. Смешное, уморительное в героине — не просто реакция на абсурд существования. Из тонкого понимания глубинных пластов бытия проистекает комедийность образа. Ведь одно только человеческое и смешно и грустно само по себе. Верочка зрительские сердца «вербует» природным обаянием, тем, что она вся как на ладони. Кажется, что во времена, когда задокументировано было едва ли не все в жизни, она умела получать от нее удовольствие и искренне радоваться и своим талантом делиться щедро с окружающими людьми.

Фильмы

Первые фильмы с участием Ахеджаковой эксплуатировали ее травести-амплуа. Так, поначалу актрисе доставались роли мальчиков. Но фильмы-сказки для детей постепенно сменились серьезными работами. Артистка освоила образ трогательной женщины с чудинкой, появившись в картинах «У самого Черного моря», «Двадцать дней без войны», «По секрету всему свету…».

В драме «Журавль в небе…» Лия сыграла в актерском ансамбле с Александром Демьяненко и Людмилой Зайцевой. Ей досталась роль потенциальной невесты главного героя, которого бросила жена.

Лия Ахеджакова в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Прогремевшая на всю страну новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала своеобразной точкой отсчета в кинокарьере артистки. Лия Ахеджакова проснулась знаменитой. С легкой руки Эдьдара Рязанова она превратилась в звезду отечественного кинематографа.

Кажется, с момента выхода этого знаменитого кинохита ни один Новый год не обходится без трансляции комедии. Подружки героини Барбары Брыльски Нади, которых блестяще сыграли Лия Ахеджакова и Валентина Талызина, и сегодня «заглядывают» в каждый дом, чтобы принести отличное новогоднее настроение.

Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман»

Уже через 2 года искрометная роль секретарши Верочки в «Служебном романе» Эльдара Рязанова сделала из Ахеджаковой культовую фигуру. Ее персонаж был узнаваем, а фразы растащили на цитаты. За работу в этом кинохите актриса была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых.

Как ни странно, этой талантливой артистке редко доставались ключевые роли в фильмах

Тому были свои причины: слишком яркий и узнаваемый типаж перетягивал внимание зрителя на себя. Кроме того, в ролях второго плана Лии Меджидовне не было равных

Ее талант раскрывался в полную силу независимо от величины ее образа и количества экранного времени. Ахеджакова на протяжении нескольких десятков лет пользуется неизменным успехом у зрителей, публика воспринимает ее игру с теплотой и любовью.

Лия Ахеджакова в фильме «Москва слезам не верит»

Очередная яркая роль второго плана появилась в репертуаре актрисы в 1979 году. В киноленте «Москва слезам не верит» Лия Ахеджакова сыграла директора клуба по интересам Ольгу Павловну, которая выполняла миссию свахи. Оскароносная картина Владимира Меньшова с Верой Алентовой, Ириной Муравьевой, Раисой Рязановой и Алексеем Баталовым стала в СССР культовой. В Союзе ее посмотрели 85 млн зрителей.

В 80-е годы фильмография артистки расширилась ролями в спортивном фильме «Восьмое чудо света», комедии «Куда исчез Фоменко?», мелодраме «Мама Ануш». Один из ярких драматических образов Ахеджакова воплотила в драме «Софья Петровна» о мытарствах простой советской женщины, которая становится жертвой красного террора. Главных героев в экранизации сыграли Анна Каменкова, Вера Глаголева, Нина Усатова. Лия исполнила роль жены арестованного врача.

Лия Ахеджакова в фильме «Небеса обетованные»

В 90-е Ахеджакова нечасто появлялась на экране, но сумела оставить свой след в кинолентах «Сукины дети», «Московские каникулы», «Вино из одуванчиков».

Лия Ахеджакова была дважды за свою творческую биографию удостоена премии «Ника» в номинации «За лучшую роль второго плана». Эти награды пришли к ней после выхода фильмов «Небеса обетованные» и «Изображая жертву».

Примечательно, что эта маленькая, но такая энергичная женщина – одна из любимых рязановских актрис, которые стали широко известными благодаря фильмам мэтра. Лия Ахеджакова появлялась почти в каждом хите Эльдара Александровича.

Лия Ахеджакова в трагикомедии «Гараж»

В острых трагикомедиях «Гараж» и «Небеса обетованные», где мэтр собрал, кажется, всех своих любимцев – Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Ольгу Волкову, Светлану Немоляеву и многих других, Ахеджаковой досталась одна из главных ролей. В эпизоде комедии «Старые клячи» Лия Меджидовна появилась вместе с отцом. В фильме он сыграл ее папу. Снялась артистка и в последнем фильме Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

В 2000-х годах Лия Меджидовна переместилась на телевидение. Зрители наблюдали ее работы в сериалах «Пятый ангел», «Горыныч и Виктория», «Узкий мост», «Дорогой мой человек».

Лия Ахеджакова в комедии «Любовь-морковь 3»

В рейтинговой кинокомедии «Любовь-морковь 3» актриса перевоплотилась в маму Марины, музейного работника, которая однажды меняется телом со сватом, отцом Андрея (Владимир Меньшов). Безусловно, не обошлось в комедии и без появления исполнителей главных ролей – Гоши Куценко и Кристины Орбакайте.

Театральная карьера

После института Лия почти 16 лет проработала в театре юного зрителя. Конечно же, как и любой молодой девушке, ей хотелось играть Джульетту или Золушку. Но Ахеджаковой почему-то всё чаще предлагали роли поросёнка Ниф-Нифа или птичек, козочки, дерева или вообще куриной ножки от избушки Бабы-Яги. На тот момент её любимой ролью стал ослик Иа. Она так устала от ролей животных, что когда ей предлагали играть Бабу-Ягу или ведьму, то радовалась и непременно соглашалась.

В 1977 году Лия перешла работать в театр «Современник», где продолжает выходить на сцену до сих пор. На её счету множество ярких ролей:

  • актриса «Из записок Лопатина»;
  • Фонсия Дорси в «Игре в джин»;
  • старуха из «Эшелона»;
  • миссис Форд из «Виндзорских насмешниц»;
  • Челеста в «Адском саду»;
  • Аносова в «Вечно живых»;
  • Варвара из «Мелкого беса»;
  • Рахель в «Трудных людях».

В постановке Романа Виктюка «Квартира Коломбины» Лия сыграла сразу четыре роли – Свету, Коломбину, Ау и Галю. Она была безумно счастлива тогда за то, что ей доверили играть сразу несколько главных героинь. Но в этот период тяжело заболела мама, а когда она умерла от рака, Лия Меджидовна находилась на сцене. Она не смогла быть рядом с самым дорогим человеком в последние минуты земной жизни, таковой оказалась расплата за триумф актрисы.

За свои достижения на театральном поприще Лия Ахеджакова дважды получала «Звезду театрала» в 2008 и 2013 годах.

Политические взгляды

Во время конституционного кризиса 1993 года в России, в ночь перед штурмом Белого дома, Ахеджакова вместе с несколькими другими популярными актерами присутствовала на прямой трансляции в «резервной студии» за пределами технического центра « Останкино» . Она выразила поддержку Борису Ельцину, а также раскритиковала армию за то, что она «не защищает нас» от старой советской Конституции, и призвала людей «проснуться», или «коммунисты вернутся». Ельцин смотрел передачу в своем офисе. Позже он написал в своих мемуарах: «Я всегда буду помнить Ахедхакову — потрясенную, хрупкую, но твердую и мужественную». Ее критиковали за свое выступление Александр Проханов , Александр Руцкой , Станислав Говорухин и другие, обвинявшие интеллигенцию в эскалации конфликта.

Ахеджакова — критик современной российской политики . Она опротестовала закон, запрещающий усыновление российских детей гражданами США , преследование Михаила Ходорковского и заключение Василия Алексаняна в тюрьму . Вместе с Эльдаром Рязановым , Юрием Шевчуком , Андреем Макаревичем , Андреем Кончаловским и другими она выразила несогласие с политикой России в отношении Украины. После сбития рейса 17 Malaysia Airlines она публично прочитала стихотворение Андрея Орлова « Реквием по MH17», в котором он как россиянин извинился за инцидент. В 2013 году Ахеджакова получила приз Московской Хельсинкской группы за «Защиту прав человека средствами культуры и искусства».

По словам Эльдара Рязанова , «она сочувствует слабым и презирает жестокое. В этом ее художественное кредо совпадает с позицией великого Чаплина ».

Особенности героинь, сыгранных актрисой

Все героини этой актрисы немного смешные и нелепые. Вспомним Лию хотя бы в фильме Гинзбурга «Крутой маршрут», в марширующей колонне зэчек. Даже здесь она выбивается из общей массы! Лия и в арестантской робе — «красная строка» и «курсив». И так происходит в любом спектакле!

Талант Лии Меджидовны является демократичным в высшей степени, понятным каждому зрителю, а вместе с тем тонким и умным. Она как будто говорит от имени народа, мудра его мудростью. Ее комедийные персонажи глубже, шире того, что было указано в сценарии или пьесе. Однако большой, настоящий успех приходит к Лие тогда, когда она сама является соавтором своей роли. Так было в картине «Персидская сирень» (режиссер ее — Мильграм) или в фильме Волчек «Мы едем, едем, едем».

Героини этой актрисы — бедолаги, которые из одной неприятности попадают в другую. Однако любим мы их именно за то, что они несчастные, некрасивые, неловкие. Восторг наш на самом деле вызывает то, что они при неприспособленности и неумелости вдруг выживают, выстаивают и в итоге побеждают вопреки всему.

Ее Вера Семенихина из картины Л. Хейфеца «Восточная трибуна» — прожектерка и максималистка, мечтательница, которая при этом твердо стоит на ногах, работает санитаркой на скорой. Вера при внешней непритязательности — тонкий самобытный философ, стойкий человек. Битая жизнью, она остается рыцарем с кодексом чести.

Лишь усиливали стремление Лии Ахеджаковой стать героиней комедийный природный дар и внешность травести. Это рождало клоунскую эксцентрику. Маргарита Мостовая из спектакля 1987 года «Стена» — смешная, нелепая и неуклюжая эстрадная дива из провинции, которая чувствует себя едва ли не Эдит Пиаф. Конечно, это выглядит пародией, шаржем, карикатурой. Р. Виктюк, режиссер, довел способность Лии превращать невозможное в достоверное до цирковой кондиции.

Еще одна замечательная роль этой актрисы — Пульхерия Ивановна («Старосветская любовь»). В ней ощущается безоглядная самоотдача и жертвенность, она печется до самой смерти не о себе, а о своем суженом. За домовитостью и внешней несуразностью, за всем житейским скрывается талант человечности и мудрости, жар сердца и души.

Словно локатор, Ахеджакова улавливает токи окружающей жизни. Лия относится к числу редких актрис, которые на экран и на сцену привнесли тип чаплиновской героини, на авансцену выдвинули второстепенных людей. Лицо из массовки благодаря Ахеджаковой обрело убедительность и центростремительную силу.

В биографии Ахеджаковой настоящим прорывом после «Квартиры Коломбины» были роли в пьесах «Подсолнухи» (2002 год) и «Предупреждение малым кораблям» (постановка 1997 года). Персонажи, сыгранные ею (Клер и Леона Доусон), — истинно трагические и глубокие. И Клер, и Леона пережили многое и сумели отказаться почти от всего. Они стали выше житейских побед и поражений.

Биография

Лия Ахеджакова – актриса, исполнившая множество ярких ролей в полюбившихся советских фильмах, и ее биография, а также личная жизнь волнуют уже не одно поколение поклонников. Творческая судьба Ахеджаковой сложилась успешно: миниатюрная актриса, которой часто доставались второстепенные роли, вошла в историю искусства как легенда советского кино. Ее яркие образы копировали все девушки советского союза, а ее искрометные фразы стали крылатыми: «Значит, хорошие сапоги, надо брать» или «Угадай, что я сейчас курю? Мальборо!». Но все ли в жизни Лии Ахеджаковой сложилось столь же успешно, как и в ее карьере?

https://www.youtube.com/watch?v=https ://www.youtube.com/watch?v=v1N2fGhwv6c

Детство и семья

Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в городе Днепропетровске. Интересуясь биографией Лии Ахеджаковой, поклонники актрисы хотят узнать не только детали ее личной жизни, но и увидеть фото ее родителей и понять, кем они были. Рассказываем: семья актрисы была напрямую связана с миром искусства.

Мама Ахеджаковой, Юлия Александровна, выступала в Адыгейском драматическом театре. Отчим Меджид Салехович, ставший девочке отцом, занимал пост главного режиссера Адыгейского областного театра им. Пушкина. Однако родители вовсе не хотели, чтобы дочь шла по их стопам. Напротив, и мать, и отец Ахеджаковой были убеждены: путь актера сложен и тернист, а стоит ли считать театральное искусство «надежной» профессией – вообще большой вопрос.


Лия Ахеджакова в молодости и сейчас

Важно помнить и то, что в послевоенные годы жизни людям искусства нельзя было позавидовать: почти все они были обречены на полуголодное существование, а о теперешнем лоске и богатстве не могло идти и речи. Отец настойчиво рекомендовал дочери присмотреться к более «серьезным» профессиям – ведь можно стать инженером или врачом

Сегодня бесконечно можно задавать вопрос, как сложилась бы судьба Лии Ахеджаковой, если бы она прислушалась и выбрала другой путь – очевидно, ее биография и личная жизнь были бы совершенно иными. Однако с раннего детства Лия отличалась вольнодумием – и к окончанию школы будущая актриса точно поняла, что театральное искусство для нее первостепенно.

Когда семья переехала в Адыгею, Лия записалась в местный кружок актерского мастерства. Однако не надломиться под натиском отца было невозможно: он настойчиво просил дочь сменить специальность и не идти в актрисы. Не в силах противостоять его воле, Лия уехала в Москву, где поступила в Институт цветных металлов и золота.


Лия Ахеджакова

Ахеджакова горячо отдалась новому делу – с такой ответственностью она относилась ко всем задачам, появлявшимся на ее пути. Она осваивала науку о сплавах, изучала методы добычи полезных ископаемых, но параллельно не расставалась с мечтами своего юношества.

Поэтому вскоре она начала играть в спектаклях институтской самодеятельности. Успешность постановок, радость от контакта с публикой и эйфория от пребывания на сцене – все это привело к тому, что Ахеджакова забрала документы и поступила в ГИТИС. Институт студентка окончила в 1962 году с отличием.


Лия Ахеджакова в молодости

Интересно: Биография актрисы Алисы Фрейндлих: личная жизнь, муж, дети, фото

• Лия Ахеджакова: счастье с третьей попытки

Очаровательная миниатюрная брюнетка давно покорила сердца зрителей своей неординарностью и яркими образами, создаваемыми на сцене и на экране. Лия Ахеджакова успешно сыграла множество ролей, придуманных режиссёрами, а вот роль по-настоящему любимой и любящей выпала её только в зрелом возрасте.

Профессия как судьба

Она в жизни абсолютно не похожа на своих героинь – нелепых, наивных, немного странных. В жизни она очень сильная, открытая, мужественная. Она не любит говорить о личной жизни, но с восторгом говорит о творчестве. Хотя творческий ее путь был совсем не безоблачным.

Она выросла в самой настоящей театральной семье. Отчим ее Меджид Салехович Ахеджаков был режиссером в Адыгейском драматическом театре, мама — Юлия Александровна – актриса. Узнав о мечте дочери стать актрисой, родители просили ее крепко подумать.

После окончания школы Лия Ахеджакова отправилась поступать на факультет журналистики. Провал ее был сокрушительным. Чтобы не терять год, она поступает в институт цветных металлов. Но сил на учебу в случайном ВУЗе ей хватило лишь на полгода.

Через год Лия Ахеджакова отправилась поступать в ГИТИС. Она невероятно боялась, что ее не примут. Но неординарную абитуриентку заметили и приняли сразу. На курсе она считалась одной из самых талантливых студенток. Но по распределению попала в Театр юного зрителя. Это была потрясающая школа выдержки, терпения и искренности. Лия Ахеджакова прошла ее с честью, но когда поняла, что в ТЮЗе расти ей некуда, пошла к Галине Волчек. Она заявила чуть ли не с порога: нет больше сил играть мальчиков-зайчиков. И была принята в свой любимый театр «Современник».

Валерий Носик

Первой любовью и первым мужем Лии Меджидовны стал Валерий Носик, артист того же ТЮЗа. Между молодыми актерами сразу промелькнула какая-то искорка, вскоре они официально зарегистрировали свои отношения.

Брак продлился недолго. Ни сама актриса, ни ее первый муж никогда не рассказывали о подробностях личной жизни и о причинах расставания. В дальнейшем Валерий Носик всегда отзывался о первой супруге с огромной теплотой. И сама Лия Меджидовна не сказала о первом муже ничего плохого.

Борис Кочейшвили

Позже в жизни актрисы появился художник Борис Кочейшвили. Он долго и настойчиво очаровывал неприступную актрису. Художник вдохновенно писал портреты возлюбленной, бросал к ее ногам цветы. Но она очень тяжело шла на контакт. Лия очень хотела быть счастливой и одновременно боялась подпустить к себе чужого человека.

В конце концов, актриса сдалась. Но ее опасения оказались не напрасными. Столкнувшись с первыми же трудностями, художник откровенно заскучал. Когда у Лии Меджидовны тяжело заболела мама, супруг отказался помогать хрупкой жене по хозяйству, считая, что художник не должен думать о быте. Она сама ушла от него.

Владимир Персиянинов

Лия Ахеджакова стала жить одна. Она много работала, искала себя, бескомпромиссно проявляла свою гражданскую позицию, не страшась ни злой молвы, ни осуждения.

Она удивляла коллег высоким уровнем сострадания и сопереживания чужой беде. Когда во время зарубежных гастролей одну из актрис ограбили, она сначала рыдала навзрыд от сочувствия, а потом организовала коллег скооперироваться и помочь, да и сама активно поучаствовала в этой помощи.

Актриса была уверена, что личное счастье ей построить больше не удастся никогда. Она заявляла, что никогда больше не сможет построить отношения с мужчиной и принимала собственное одиночество, как данность.

Но в 2001 году она вдруг неожиданно для всех вышла замуж. Ее избранником стал московский фотограф Владимир Персиянинов. Правда, Лия Меджидовна ревностно охраняет свое счастье и очень редко появляется со своим супругом. Супруг несколько младше актрисы, но это ничуть не мешает двум людям любить друг друга.

Но по свидетельству немногочисленных подруг актрисы, эта маленькая женщина очень счастлива. Она и ее муж трогательно заботятся друг о друге, наслаждаясь жизнью вдали от чужих глаз на даче. Актриса, помимо остальных своих талантов, является еще и страстным садоводом, выращивает множество экзотических растений на своем дачном участке.

Лия Меджидовна всю жизнь боролась. Со своими страхами, комплексами, даже со своим амплуа актрисы. Кажется, только сейчас она достигла того уровня внутренней и внешней гармонии, которую можно назвать счастьем.

Нравится? Жми:

Поступление в ГИТИС

Однако очень рано у этой неловкой девочки появилась внутренняя сила. Упорство и вера в себя помогли Ахеджаковой стать актрисой. Когда она обходила в 17 лет московские студии, интересуясь, не нуждаются ли они в актрисах, ей советовали выбрать другую профессию. Лии посочувствовали в приемной комиссии театрального вуза, сказав о том, что она девочка талантливая, однако не нужно себе портить жизнь. Так как актрисой она не станет никогда. Но она знала, что станет. Лия поступила в случайный институт, участвовала в самодеятельности, убеждаясь все больше в том, что ей не жить без театра. И у нее получилось поступить в адыгейскую студию ГИТИСа на курс Чистякова.

Смерть родителей Лии

Юлия Александровна умерла в 1990 году, а в 2012-м, в январе, не стало Меджида. Он умер на 98-м году жизни, совсем потерял зрение в последние годы. Дочь взяла на себя заботы о нем. После смерти его уникальный архив, который был посвящен культуре Адыгеи, передали по воле покойного в национальную библиотеку в Майкопе. Разбирая документы и книги, работники обнаружили свидетельство о рождении Лии с настоящей ее фамилией. Они сразу же отдали этот документ актрисе. Сама она данную информацию не разглашает. Поэтому национальность Лии Ахеджаковой остается до сих пор невыясненной. Мы по-прежнему можем лишь делать предположения, основанные на немногочисленных источниках.

Биография Лии Ахеджаковой, национальность ее, личная жизнь — обо всем этом можно говорить очень долго. В паспорте РФ указано лишь гражданство, тогда как в паспорте СССР была графа «национальность». Ахеджакова Лия Меджидовна — гражданка РФ. Это точно установлено. И мы можем гордиться нашей соотечественницей.

В 2013 году Лия Меджидовна отметила свое 75-летие. Продолжается биография Лии Ахеджаковой. Национальность ее, как и жизнь, обрастает многочисленными слухами. Но такова участь всех известных людей.

Фильмы

Первые фильмы с участием Ахеджаковой эксплуатировали ее травести-амплуа. Так, поначалу актрисе доставались роли мальчиков. Но фильмы-сказки для детей постепенно сменились серьезными работами. Артистка освоила образ трогательной женщины с чудинкой, появившись в картинах «У самого Черного моря», «Двадцать дней без войны», «По секрету всему свету…».

В драме «Журавль в небе…» Лия сыграла в актерском ансамбле с Александром Демьяненко и Людмилой Зайцевой. Ей досталась роль потенциальной невесты главного героя, которого бросила жена.


Лия Ахеджакова в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Прогремевшая на всю страну новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала своеобразной точкой отсчета в кинокарьере артистки. Лия Ахеджакова проснулась знаменитой. С легкой руки Эдьдара Рязанова она превратилась в звезду отечественного кинематографа.

Кажется, с момента выхода этого знаменитого кинохита ни один Новый год не обходится без трансляции комедии. Подружки героини Барбары Брыльски Нади, которых блестяще сыграли Лия Ахеджакова и Валентина Талызина, и сегодня «заглядывают» в каждый дом, чтобы принести отличное новогоднее настроение.


Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман»

Уже через 2 года искрометная роль секретарши Верочки в «Служебном романе» Эльдара Рязанова сделала из Ахеджаковой культовую фигуру. Ее персонаж был узнаваем, а фразы растащили на цитаты. За работу в этом кинохите актриса была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых.

Как ни странно, этой талантливой артистке редко доставались ключевые роли в фильмах

Тому были свои причины: слишком яркий и узнаваемый типаж перетягивал внимание зрителя на себя. Кроме того, в ролях второго плана Лии Меджидовне не было равных

Ее талант раскрывался в полную силу независимо от величины ее образа и количества экранного времени. Ахеджакова на протяжении нескольких десятков лет пользуется неизменным успехом у зрителей, публика воспринимает ее игру с теплотой и любовью.


Лия Ахеджакова в фильме «Москва слезам не верит»

Очередная яркая роль второго плана появилась в репертуаре актрисы в 1979 году. В киноленте «Москва слезам не верит» Лия Ахеджакова сыграла директора клуба по интересам Ольгу Павловну, которая выполняла миссию свахи. Оскароносная картина Владимира Меньшова с Верой Алентовой, Ириной Муравьевой, Раисой Рязановой и Алексеем Баталовым стала в СССР культовой. В Союзе ее посмотрели 85 млн зрителей.

В 80-е годы фильмография артистки расширилась ролями в спортивном фильме «Восьмое чудо света», комедии «Куда исчез Фоменко?», мелодраме «Мама Ануш». Один из ярких драматических образов Ахеджакова воплотила в драме «Софья Петровна» о мытарствах простой советской женщины, которая становится жертвой красного террора. Главных героев в экранизации сыграли Анна Каменкова, Вера Глаголева, Нина Усатова. Лия исполнила роль жены арестованного врача.


Лия Ахеджакова в фильме «Небеса обетованные»

В 90-е Ахеджакова нечасто появлялась на экране, но сумела оставить свой след в кинолентах «Сукины дети», «Московские каникулы», «Вино из одуванчиков».

Лия Ахеджакова была дважды за свою творческую биографию удостоена премии «Ника» в номинации «За лучшую роль второго плана». Эти награды пришли к ней после выхода фильмов «Небеса обетованные» и «Изображая жертву».

Примечательно, что эта маленькая, но такая энергичная женщина – одна из любимых рязановских актрис, которые стали широко известными благодаря фильмам мэтра. Лия Ахеджакова появлялась почти в каждом хите Эльдара Александровича.


Лия Ахеджакова в трагикомедии «Гараж»

В острых трагикомедиях «Гараж» и «Небеса обетованные», где мэтр собрал, кажется, всех своих любимцев – Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Ольгу Волкову, Светлану Немоляеву и многих других, Ахеджаковой досталась одна из главных ролей. В эпизоде комедии «Старые клячи» Лия Меджидовна появилась вместе с отцом. В фильме он сыграл ее папу. Снялась артистка и в последнем фильме Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

В 2000-х годах Лия Меджидовна переместилась на телевидение. Зрители наблюдали ее работы в сериалах «Пятый ангел», «Горыныч и Виктория», «Узкий мост», «Дорогой мой человек».


Лия Ахеджакова в комедии «Любовь-морковь 3»

В рейтинговой кинокомедии «Любовь-морковь 3» актриса перевоплотилась в маму Марины, музейного работника, которая однажды меняется телом со сватом, отцом Андрея (Владимир Меньшов). Безусловно, не обошлось в комедии и без появления исполнителей главных ролей – Гоши Куценко и Кристины Орбакайте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector