«любить только мужчин — какая скука!» жизнь и драма марины цветаевой

Cмерть

31 августа 1941 года, не выдержав всех этих потрясений, Цветаева совершила суицид, повесившись в доме Бродельщиковых, куда она была определена на постой.

Перед самоубийством она написала 3 записки. Одна из них была адресована непосредственно Георгию, а в двух других она обращалась к людям, чтобы те позаботились о ее сыне.

Здесь стоит привести один примечательный факт. Дело в том, что когда Цветаева готовилась к эвакуации, собирать вещи ей помогал Пастернак.

Именно он купил специальную веревку для связывания вещей, хвалясь тем, что веревка настолько крепкая, что на ней можно даже повеситься.

По роковой случайности его слова оказались пророческими.

Стихотворение Марины Цветаевой на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)

Цветаева было похоронена в Елабуге, однако точное место захоронения неизвестно.

По церковным обычаям священнослужители не отпевают самоубийц, однако правящий архиерей иногда может нарушать данное правило. Воспользовавшись этим, патриарх Алексий II в 1991 г., сделал исключение и отпел Цветаеву согласно всем церковным традициям.

В разных городах России установлены памятники и открыты музеи в память о Марине Цветаевой – великой русской поэтессе.

В конце рекомендуем посмотреть уникальные фото Цветаевой.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Личная жизнь

С будущей супругой Эфрон познакомился в Коктебеле, находясь на отдыхе у дяди Максимилиана Волошина. Ему было 17, избраннице — 18. В своих воспоминаниях Марина Цветаева писала, что, увидев болезненного юношу, убитого трагической смертью брата и матери, сразу поняла: это ее судьба.

Марина, приехав в Коктебель, признавалась Максимилиану в страданиях от неразделенной любви. И, несмотря на юный возраст, уже не надеялась встретить человека, который вернул бы ее к жизни. Однажды у поэтессы проскочила фраза, что та выйдет замуж только за того, кто угадает ее любимый камень.

Сердоликовую бусину, которую Цветаевой подарил будущий муж в день знакомства, та хранила всю жизнь. Увидев Эфрона на берегу моря в белой рубашке, знаменитый автор невольно подумала, что он слишком красив, чтобы ходить по земле.

Это были невероятные эмоции — юные влюбленные не расставались ни на миг. Прошло всего 8 месяцев, и молодые создали семью, дождавшись совершеннолетия Сергея. Венчание состоялось 27 января 1912 года. Супруга болезненного мужчины верила: настоящие чувства его излечат. Тем не менее им пришлось пережить не одно расставание, что сильно ударяло по здоровью Эфрона.

Цветаева в мемуарах выражала сожаление по поводу раннего брака в молодости. Сергей всегда чувствовал, что жена недосягаема и ему никак не приблизиться к ней, не сравниться с ее талантом. К слову, Иосиф Бродский считал поэтессу «самым крупным формалистом в русской поэзии XX века».

В сентябре 1912 года у супругов родилась дочь Ариадна. Годом позже в личной жизни публициста произошел разлад — Цветаева вступила в отношения со старшим братом мужа Петром Яковлевичем. Тот, вернувшийся с эмиграции, нуждался в уходе. Около года длился тайный роман, Сергей подозревал любимую в измене, ощущал сильные душевные страдания, но не высказывал подозрений.

Марина Цветаева, Сергей Эфрон, дочь Ариадна и сын Георгий

А когда умер Петр, Первая мировая война стала причиной уже физического расставания пары. Эфрон отправился на фронт — из-за проблем со здоровьем в качестве медбрата. Параллельно окончил юнкерский колледж, после чего был зачислен в пехотный полк Нижнего Новгорода.

Последовавшая Гражданская война привела к тому, что муж Марины Цветаевой практически ничего не знал о семье. Он примкнул к Белому движению и верил в добровольчество, когда в Москве от голода умирала его младшая дочь Ирина. Впрочем, поэтесса также не располагала сведениями о супруге, надеясь, что Бог совершит чудо и оставит его в живых.

А после окончания войны писатель переехал в Константинополь. Только в 1921 году Марина Ивановна получила добрую весть от живого мужа. Весной 1922-го вместе с Ариадной Эфрон последовала за избранником в Берлин.

Вскоре у Сергея родился сын Георгий. Ходили упорные слухи, что биологический отец мальчика — его приятель Константин Родзевич. Это обстоятельство чуть не послужило причиной для развода. Но Марина Ивановна не видела жизни без горячо любимого мужчины, умоляя того не уходить. Супруг также не был уверен в твердости своего решения, поэтому забрал семью и иммигрировал в Париж.

За границей муж Цветаевой стал скучать по Советскому Союзу. Он понял: воюя с большевиками, сражался против своего народа. Поэтесса видела, что отец ее детей пребывал в депрессии, а за столом возникали разговоры только о родине. Тогда же Эфрон начал сотрудничать с советскими спецслужбами, занимался вербовкой.

В 1937-м публицист вернулся в Ленинград. Поэтесса последовала за ним только спустя 2 года. А увидев любимого после разлуки, ужаснулась: оказалось, что он практически все время болел. На него сильно повлияло расставание, и супруг не находил сил выздороветь.

Биография

Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

Детское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Детские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.

С сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

Первый сборник

19-летняя Марина в кабинете Максимилиана Волошина в Коктебеле. Фотографию сделал сам Волошин. Марина здесь совсем юная влюбленная девушка, переполненная творческим вдохновением и ожиданием невероятного будущего.

Уже издан ее первый сборник «Вечерний альбом» со 111 стихотворениями. Издание вышло за счет личных средств, отзывы отечественных критиков в большинстве своем были благосклонными, хотя, конечно, эти стихи ценители зрелого творчества Цветаевой уверенно назовут сырыми и наивными. Максимилиан Волошин во вступлении к сборнику написал: «Это очень юная и неопытная книга, ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Автор ее владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. Не взрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому».

Любопытно, что положительно отозвался о сборнике и Гумилев.

Сама же поэтесса впоследствии отмечала, что «первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия».

Со вторым сборником — «Волшебный фонарь» — все было уже сложнее. Тот же Гумилев был беспощадно прям в своей оценке — он назвал это детище ни много ни мало подделкой на стихи: все там написанное, мол, просто копирует темы и идеи первого сборника. Цветаева, по сути, и не отрицала преемственность, но просила относиться к двум сборникам как к дилогии, по сути единому целому, в котором последовательно развиваются одни волнующие ее на тот момент темы и мотивы.

В следующие два года «фирменный» цветаевский стиль небывало крепнет, находит свой голос, звучание — появляются ее знаковые произведения «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной».

Интересные факты

У Марины Цветаевой на протяжении жизни было множество романов. Однако интересным является тот факт, что были они не только с мужчинами. Так, в 1914 году состоялось знакомство поэтессы с Софией Парнок, которая также занималась поэзией и по совместительству была и переводчицей.

Софья Парнок

Между женщинами возникала взаимная привязанность и симпатия, а спустя какое-то время они поняли, что их связывает нечто большее, и между ними возник роман. Об этом факте узнал супруг Марины, он устраивал сцены ревности, вследствие чего Цветаева ушла от мужа.

Однако в 1916 году она разрывает связь с Софией и возвращается в семью. Период этих отношений нашел отражение в творчестве Марины, она выпустила цикл стихов «Подруга».

Советская Россия

«Это поистине был вихрь, водоворот мыслей, чувств, фантазий, ассоциаций. Она могла быть одновременно и во вчера, и в завтра, где-то на погосте в тарусской деревеньке и возле Нотр-Дам, и на наших тихих, булыжных Конюшках, и в Карфагене! Следить за ходом, вернее, за полетом ее мысли было увлекательно и в то же время неимоверно трудно», — писала о Цветаевой автор книги воспоминаний «Скрещение судеб» Мария Белкина, которая виделась с поэтессой после ее возвращения из эмиграции.«В той России, советской России, где мы жили, она была абсолютно не своевременна, ее могли воспринимать только отдельные личности. Это теперь она очень современна, стала всем известна, и ее популярность грандиозна. Так бывает в жизни: творчество воспринимается потом, позже. Цветаева абсолютно опережала свое время — и формой, и содержанием».

Ранние годы

26 сентября 1892 года в Москве была рождена Марина Ивановна Цветаева. Отец девочки был талантливым филологом и ученым. Он испытывал сильное влечение к различным видам творчества и ему даже удалось открыть Музей изящных искусств. Ее мать имела немецко-польские корни. Мария Мейн в совершенстве владела пианино и проходила обучение у Николая Рубинштейна. У Марины были две сестры Валерия по отцу и Анастасия и брат Андрей.

Огромная тяга к творчеству у великой поэтессы возникла еще в детстве. В возрасте 6 лет, она стала писать свои первые произведения, не ограничиваясь при этом только русским языком. Некоторые из ее работ были написаны на немецком и французском языках.

Фильмы

Анастасии Цветаевой повезло, что буквально на первых курсах девушку пригласили сниматься в кино, причем первой ролью молодой актрисы стала провокационная роль проститутки в молодежной комедийной мелодраме «Займемся любовью».

Анастасия Цветаева в фильме «Даже не думай»

Поэтому к окончанию вуза у нее было уже значительное портфолио, состоящее из ряда популярных фильмов: экстремальной комедии «Даже не думай», криминального телесериала «Next 3», иронического детектива «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант».

В 2004 году актриса появилась также и в продолжении комедии «Даже не думай», которая собрала достаточно положительных отзывов и кассовых сборов для съемок сиквела, — «Даже не думай 2: Тень независимости». Кроме того, в этом же году актриса появилась и во втором сезоне комедийно-детективного сериала «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант».

Внимание части поклонников также привлекла картина «Парни из стали», в которой актриса снялась в откровенной сцене и появилась в кадре совершенно голая. Но известность и популярность актрисе принес не художественный фильм, а музыкальный видеоклип Ромы Зверя «Все, что тебя касается»

После этого девушку позвали в приключенческую комедию «Зови меня Джинн», ставшую отправной точкой в развитии кинокарьеры Анастасии

Но известность и популярность актрисе принес не художественный фильм, а музыкальный видеоклип Ромы Зверя «Все, что тебя касается». После этого девушку позвали в приключенческую комедию «Зови меня Джинн», ставшую отправной точкой в развитии кинокарьеры Анастасии.

Анастасия Цветаева в фильме «Стерва для чемпиона»

Еще одна важная работа Цветаевой – молодежная картина «Молоды и счастливы». Фильм значим тем, что беременность персонажа Насти стала пророческой: актриса тоже вскоре родила ребенка. После этого девушка строго пересмотрела свои образы и стала соглашаться только на драматические и более зрелые роли.

Из последующих работ нужно обязательно выделить детектив «Семейная история», романтическую историю «Мелодия любви» и спортивную драму «Стерва для чемпиона». Кстати, ради последнего фильма Анастасия впервые отказалась от образа блондинки и перекрасилась в шатенку.

Анастасия Цветаева на съемках фильма «Иерусалимский синдром»

Тем не менее, актриса нашла время и желание, чтобы подарить собственный голос героине детского мультика. Анастасия Цветаева озвучила фею зверей Фауну (или Фавну) в мультипликационных картинах «Феи», «Феи: Волшебное спасение», «Феи: Тайна зимнего леса» и «Феи: Загадка пиратского острова». Также актриса сыграла второстепенную роль в романтической фантастической картине «Тариф «Новогодний».

В 2014 году Цветаева дебютировала и как режиссер. Актриса сняла короткометражную ленту «Иерусалимский синдром», который оказался столь удачным, что был представлен зрителям в рамках Каннского фестиваля. Фильм вошел в программу Cannes Short Film Corner фестиваля. Анастасия выступила в роли продюсера и режиссера картины, а также сыграла главную роль в короткометражке.

Героизм души — жить

Еще одной версии придерживается Мария Белкина – автор одной из ранних книг о последних годах жизни поэта.

Цветаева шла к гибели всю жизнь

Неважно, что это случилось 31 августа 1941 года. Могло быть и гораздо раньше

Недаром же она писала после смерти Маяковского: «Самоубийство – не там, где его видят, и длится оно не спуск курка». Всего-навсего 31-го никого не было дома, а обычно изба полна народу. Вдруг случай – осталась одна, вот и воспользовалась им.

Марина Цветаева: версии гибели

Первая попытка самоубийства у Цветаевой была в 16 лет. Но это и метания подросткового возраста, и эпоха. Кто тогда, в начале ХХ века не стрелялся? Материальные проблемы, бедность (вспомним того же Горького), несчастная любовь и – дуло к виску. Как страшно ни звучит, но – «в контексте эпохи». К счастью, пистолет тогда дал осечку.

Жизнь, по мнению Белкиной, давила на Цветаеву постоянно, хоть и с разной силой. Осенью 1940 года она записывала: «Никто не видит – не понимает, что я год уже (приблизительно) ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть».

А вот еще раньше, еще в Париже: «Я хотела бы умереть, но приходится жить для Мура».

Постоянная неустроенность жизни, неуют медленно, но верно делали свое дело: «Жизнь, что я видела от нее кроме помоев и помоек…»

Ей не было места в эмиграции, не было места на Родине. В современности вообще.

Когда началась война, Цветаева говорила, что очень бы хотела поменяться местами с Маяковским. А плывя на пароходе в Елабугу, стоя на борту парохода, она говорила: «Вот так – один шаг, и все кончено». То есть она постоянно ощущала себя на грани.

К тому же ей надо было жить ради чего-то. Самое главное – стихи. Но, вернувшись в СССР, она их практически не писала

Не менее важно – семья, за которую всегда чувствовала ответственность, в которой всегда была главной «добытчицей». Но семьи нет: она ничего не может сделать для дочери и мужа

Еще в 1940 году она была нужна, а сейчас даже на кусок хлеба для Мура заработать не может.

Как-то Цветаева сказала: «Героизм души – жить, героизм тела – умереть». Героизм души был исчерпан. Да и что ее ждало в будущем? Ее, «белоэмигрантку», не признающую никакой политики? К тому же она бы узнала о смерти мужа…

Жизнь в эмиграции

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха».

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

  • в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;
  • в 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;
  • в 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;
  • в 1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;
  • в 1937 г. – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.

Смерть Марины Цветаевой

Период эмиграции оказался для Марины и ее семьи очень тяжелым, они были вынуждены влачить существование в нищете. Как она, так и супруг совершали обращения в советское посольство, где просили разрешения вернуться на родину.

Первой выехала в Россию Ариадна, после чего спустя полгода Сергей Эфрон тоже прибыл туда неофициально. Позже перебрались и Марина с сыном. Однако счастья возвращение на родину не принесло, поскольку последовали аресты НКВД сперва Ариадны, а после Сергея. Дочь Цветаевой отсидела 15 лет, после чего получила реабилитацию, а Сергей был расстрелян в 1941 году.

Сама Марина с сыном попала в эвакуацию в городок Елабуга в связи с началом войны. С целью получения прописки она была вынуждена устроиться работать посудомойкой, но проработала всего три дня, после чего закончила жизнь самоубийством.

Цветаева оставила записки, в которых просила прощения у сына и обращалась к людям с просьбой присмотреть за ним. Место захоронения поэтессы по сей день неизвестно.

Предположительная могила Марины Цветаевой

Как свидетельствуют факты из биографии Марины Цветаевой, причиной ее смерти стало удушение в результате повешения. Примечательно то, что веревку, которая стала орудием самоубийства, подарил ей Борис Пастернак перед отъездом. Она была предназначена для того, чтобы упаковывать вещи в дорогу. Когда Борис презентовал веревку, он произнес фразу, характеризующую ее крепость: «Хоть вешайся!».

По иронии судьбы этот жест стал символическим, и именно подарок от человека, бывшего ее другом и возлюбленным, Марина и решила использовать для самоубийства.

Памятник Цветаевой во Франции

Биография и личная жизнь Марины Цветаевой, ее отношения с детьми вызывают неизменный интерес и по сей день. Безусловно, она была насыщенной разными событиями, и некоторые из них нашли отражение в творчестве великой поэтессы.

 Загрузка …

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?

Замечательная фигура в истории культуры

Анастасия Ивановна Цветаева прожила почти век земной жизни. В свой 90-летний юбилей она стала героиней документального фильма «Мне 90 лет, ещё легка походка». В первых кадрах зритель видит её бегущую невесомую фигурку и не может поверить, что у этой женщины за плечами девять десятков лет жизни, полной испытаний и лишений. Уже одно это делает её судьбу исключительной.

Анастасия Цветаева стала летописцем и своей семьи, и своего жестокого времени. Она создала яркую мемуарную прозу, запечатлела портреты своих современников, среди которых много прославленных имён. Это и её сестра Марина Цветаева, и другие поэты серебряного века. Она и сама сочиняла стихи, вместив их в один сборник. Замечательны, правдивы и талантливы её воспоминания о жизни в Сибири.

В последние годы писательница добивалась открытия музея своей сестры в семейном особняке в Москве. Его открытие состоялось при жизни Анастасии Ивановны, в 1992 году. А в 2013 году был открыт и музей самой Анастасии Цветаевой – в Павлодаре, где она жила, возвращаясь к нормальной жизни после ссылки.

Ранние годы

26 сентября 1892 года в Москве была рождена Марина Ивановна Цветаева. Отец девочки был талантливым филологом и ученым. Он испытывал сильное влечение к различным видам творчества и ему даже удалось открыть Музей изящных искусств. Ее мать имела немецко-польские корни. Мария Мейн в совершенстве владела пианино и проходила обучение у Николая Рубинштейна. У Марины были две сестры Валерия по отцу и Анастасия и брат Андрей.

Огромная тяга к творчеству у великой поэтессы возникла еще в детстве. В возрасте 6 лет, она стала писать свои первые произведения, не ограничиваясь при этом только русским языком. Некоторые из ее работ были написаны на немецком и французском языках.

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве. Она происходила из интеллигентной семьи.

Ее отец, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, искусствоведом и филологом.

Мать, Мария Мейн, являлась прекрасной пианисткой и была второй супругой Ивана Владимировича.

Родители очень любили Марину и уделяли много времени ее воспитанию. Мама делала все возможное, чтобы развить у нее музыкальные способности, а отец старался пробудить у дочери любовь к книгам.

Детство и юность

В 1902 г. у 10-летней Марины обнаружили туберкулез. Вследствие этого она была вынуждена уехать с матерью за рубеж на лечение.

Интересен факт, что через 2 года после этого, а именно в 1904 г., от точно такого же диагноза скончался выдающийся русский писатель – Антон Чехов.

Первое образование Цветаева получила в Московской частной женской гимназии. После этого родители отдавали ее на обучение в пансионы для девочек в Германии и Швейцарии.

Надо сказать, что годы жизни в Европе не прошли для Цветаевой напрасно. Она прекрасно разговаривала на русском, французском и немецком языках.

Свои первые стихи она начала писать, когда ей исполнилось всего 6 лет. Причем делала она это на всех трех языках одновременно.

Когда юная Цветаева стала серьезно увлекаться поэзией и уже печаталась в некоторых изданиях, ей удалось познакомиться с различными московскими символистами.

Марина начала посещать литературные кружки, в которых она могла слушать других талантливых поэтов, и предоставлять на суждение публики собственные сочинения.

Гражданская война и эмиграция

Спокойная и размеренная жизнь, неожиданно была прервана началом Гражданской войны 1917 года. Политические и военные события, которые сотрясали страну, волновали Марину и серьезно повлияли на ее последующую биографию. Она не хотела разделять свою Родину на «белых» и «красных».

В 1922 г. Цветаева получает от правительства разрешение на эмиграцию из России в Чехию. Она была вынуждена ехать именно в эту страну, поскольку несколькими годами ранее, туда бежал ее супруг Сергей Эфрон.

Из-за того, что он выступал на стороне Белой армии, оставаться в России ему было нельзя.

Несколько лет Цветаевы прожили в Праге и Берлине. Затем они отправляются в Париж, где их ждет много несчастий.

Сплетни о том, что Сергей Эфрон был соучастником заговора в убийстве сына Льва Троцкого, а также советским агентом, преследовали Цветаеву везде.

В таких обстоятельствах ей трудно было сосредоточиться на работе, а тем более наслаждаться жизнью. В скором времени она осознает, что, несмотря на все трудности, только в России ей было по-настоящему хорошо.

Личная жизнь

Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции.


Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой | Музей М. Цветаевой

Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.


Ариадна Эфрон с матерью, 1916 год | Музей М. Цветаевой

Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».


Портрет Софии Парнок | Википедия

После рождения второй дочери Марина Цветаева сталкивается с черной полосой в жизни. Революция, побег мужа заграницу, крайняя нужда, голод. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдает детей в приют в подмосковном поселке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.


Георгий Эфрон с матерью | Музей М. Цветаевой

Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.

Анализ стихотворения «Родина» Цветаевой 2 вариант

Большую часть своей жизни поэтесса Марина Цветаева провела за границей. Однако всюду, где бы она ни жила, за ней следовала «Тоска по Родине». Эти мысли Марина Ивановна излагала в стихах. В 1932 году Цветаева написала стихотворение «Родина», в котором изложила все свои переживания.

В этом стихотворении красной нитью проходит мысль о связи всех людей со своей родной землей. Цветаева ставит себя рядом с простым русским мужиком и невероятно гордится этим фактом. Поэтесса пишет, что ее желание вернуться домой, в родные края очень сильно, что зов сердца сильнее голоса разума. Цветаева утверждает, что готова защищать и восхвалять Отечество до последнего вздоха, что гордится своей Родиной и готова вместе с ней разделить ее судьбу.

Лирическая героиня стихотворения страдает от невозможности снова оказаться дома, переживает и сетует на те препятствия, которые стоят на ее пути к возвращению. В конце произведения героиня ведет своеобразный диалог с Родиной. Обращается к ней поэтесса кратким местоимением «Ты!», демонстрируя сильнейшее эмоциональное напряжение. Это напряжение усиливается эпитетами, антитезами, оксюмороном.

Некоторые критики считают, что «Родину» Цветаева написала, чтобы получить возможность вернуться в СССР, что поэтесса выслуживалась перед советскими чиновниками. Однако в этом стихотворении нет ни единого слова о восхвалении молодого Советского государства, есть лишь тоска по утраченной родной земле. Это стихотворение не восхваляет настоящее, оно пронизано ностальгической грустью по прошлому. Для поэтессы родное отечество – «даль, тридевятая земля», ставшая чужбиной. Патриотизм Цветаевой не в восхвалении государственного строя, а в принятии своей страны такой, какая она есть, в желании разделить с ней общую судьбу.

Судьба самой Цветаевой и ее семьи после возвращения в СССР оказалась трагичной. Мужа приговорили к расстрелу, дочь на 15 лет отправили в ссылку, сын погиб на фронте ВОВ, а сама она в 1941 году покончила с собой.

Яркий образец патриотической лирики Цветаевой, стихотворение «Родина» имеет шесть строф, пять из них – это четверостишья, а шестая – двустрочный дистих. Произведение написано четырестопным ямбом с использованием «мужской» рифмы (ударение на последний слог). Применяются различные средства художественной выразительности: риторические обращение, эпитеты, антитезы. Противоречивые чувства лирической героини выражены оксюморонами «чужбина, родина моя» и «даль, отдалившая мне близь».

Учёба

Поначалу Марина обучалась на дому, с нею занималась мама, также девочка посещала музыкальную школу. Потом она поступила на обучение в частную московскую женскую гимназию Брюхоненко. Вскоре мама заболела чахоткой, и в поисках лечения семья объездила всю Европу. Поэтому обучение в гимназии Цветаевой приходилось чередовать с немецкими, итальянскими и швейцарскими пансионами.

Мама умерла в 1906 году. Иван Владимирович снова остался один с детьми, теперь с четырьмя: Марина и её родная сестра Анастасия, и дети от первого брака Андрей и Валерия. Как бы ни было ему тяжело, мужчина приложил все усилия, чтобы дети получили достойное образование. Они изучали искусство и классическую литературу (отечественную и зарубежную), Марина в 1909 году в Париже была слушательницей Сорбоннского курса лекций на тему «Старофранцузская литература».

Но из-за того, что отец был слишком занят на службе, у него не получалось уделять достаточно времени детям. Так что девушки росли самостоятельными не по годам. Они довольно рано стали проявлять интерес к государственной политической обстановке, а также заводить отношения с противоположным полом.

Начало творческого пути

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»)

Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.

Жизнь детей Цветаевой

После освобождения Ариадна занималась переводческой деятельностью. Одновременно она систематизировала и собирала материалы, связанные с творчеством матери.
Из за возраста и состояния здоровья дочь Цветаевой семьей не обзавелась. Она имела гражданского мужа, пока последнего не обвинили в шпионаже.


Фото: aif

Сама же поэтесса после ареста родных покончила с собой. Сергея Эфрона расстреляли. Так перестала существовать семья великой поэтессы.

К сожалению, трагическая судьба детей Марины Цветаевой не позволила продолжать род. Кем бы стали наследники можно только предположить. Тяжелое время и перемена политического строя прервала жизнь самой поэтессы и ее родных.

Личная жизнь Цветаевой

Со своим супругом Сергеем Эфроном, Цветаева познакомилась в Крыму в 1911 г. В скором времени пара сыграла свадьбу, после чего у них родилась дочь Ариадна.

Сергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой

Однако Марину нельзя было называть женщиной одного мужчины. Например, у нее были многолетние романтические отношения с Борисом Пастернаком.

Оказавшись в столице Чехии, у девушки начался роман с Константином Родзевичем, работавшим скульптором и юристом. Однако их взаимоотношения в скором времени прекратились по инициативе самой же Цветаевой.

Интересен факт, что помимо мужчин она проявляла симпатию и к женщинам. Еще до революции, в 1914 г. она познакомилась с русской поэтессой Софией Парно, с которой достаточно быстро сблизилась.

Цветаева и Парнок

Марина посвятила ей множество своих стихов, после чего их отношения стали известны всем. Муж Цветаевой знал об этой связи и неистово ревновал.

В семье начались постоянные ссоры, переставшие в серьезные скандалы. В конечном счете, Марина принимает решение уйти от мужа к Софии.

Однако уже в 1916 г. она осознала ошибку и снова вернулась к Сергею. Позже Цветаева охарактеризовала отношения с Парнок, как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1921 году она пишет:

Также по поводу своих чувств к Софии она написала одно из самых известных стихотворений данного цикла – «Под лаской плюшевого пледа».

В 1917 г. Цветаева родила вторую дочь – Ирину.

После этого в биографии Цветаевой наступает череда несчастий: Гражданская война, побег супруга за рубеж, материальные трудности, голод.

Тогда же серьезно заболевает Ариадна, в результате чего мать отдает обоих детей в специальный приют.

Через некоторое время Ариадна полностью выздоровела, однако внезапно заболевает и умирает 3-летняя Ирина.

В Чехии, в 1925 г., Цветаева родила Георгия, у которого с девства было слабое здоровье. С началом Второй мировой войны его отправили на фронт, где он был убит в 1944 г.

Биография Цветаевой сложилась таким образом, что никому из детей не удалось подарить ей внуков, поэтому прямых потомков у нее нет.

Отношения с властью

Изначально Марина Цветаева не приняла Октябрьскую революцию, как и ее муж. В приходе большевиков к власти она видела большую трагедию и конец родной России. Однако в самой эмиграции она постепенно отдаляется от белого движения, и ее отношение к советской власти становится все более неоднозначным. Цветаева никогда не принимала «красной» идеологии, однако видела в новом государстве творческий вызов для молодежи, которая могла покорить вершины, недоступные «побежденному» поколению.

Очевидно, непримиримый конфликт с властью только углубляется вследствие семейной трагедии поэтессы, убийства ее мужа и заключения дочери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector