Два мужа, лагеря и память. как сложилась жизнь сестры марины цветаевой

Возвращение на Родину

Нищенское существование, которое влачила семья в эмиграции, не устраивало всех, особенно детей. Ариадна вышивала шляпки, ее мама занималась любимым делом. Небольшие перечисления за прозу были единственным доходом семьи. Поэтому были поданы прошения, чтобы вернуться теперь уже в СССР. Первой приезжает Ариадна в 1937 году, затем через 2 года – Цветаева с сыном Георгием. Сергей Эфрон сбежал из Парижа из-за возможного ареста по обвинению в политическом убийстве.

На Родине сначала арестовали Ариадну, потом – ее отца. Ариадна была реабилитирована лишь в 1955 году, после пятнадцати лет лагерей. Муж Марины был расстрелян осенью 1941 года. Поэтесса даже не узнала об этом.

Она вместе с сыном была отправлена в Елабугу на поселение. Для оформления временной прописки необходимо было работать. Поэтому 28 августа 1941 года Цветаева подала заявление в совет Литфонда на место посудомойки.

31 августа поэтесса покончила жизнь самоубийством через повешение. Она совершила с собой такое в доме, куда ее определили с Георгием на постой. Цветаева перед смертью оставила три записки. Она приносила извинение за свой поступок перед горячо любимым «Муром» (сыном) в послании, предназначенном ему. Во второй записке просила эвакуированных помогать сыну. Третья записка предназначалась Асеевым, в которой погибшая женщина умоляла взять «Мура» в «сыновья». Великая русская поэтесса была похоронена в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

О жизни, творчестве Марины рассказано в видео:

Возможно вам также будет интересно узнать биографию Ивана Федорова.

Эмиграция, творчество поэтессы за рубежом

11 мая 1922 года Марина с дочерью уезжают из страны. Три года они жили в Чехии, возле столицы Праги. Здесь поэтесса создала:

  • «Поэма Горы»;
  • «Поэма Конца».

Произведения были посвящены Константину Родзевичу.

После появления сына, в 1925 году семья переезжает в Париж.

Неблагоприятная обстановка из-за обвинений, сыпавшихся на мужа поэтессы, сложилась вокруг семьи. Его считали агентом НКВД, и якобы он был среди тех, кто чинил козни против сына Троцкого — Льва Седова.

1926-1928 годы – сотрудничество Марины с журналом «Версты», в котором были опубликованы:

  • драма «Тезей»;
  • «Поэма горы»;
  • поэма «С моря»;
  • «Новогоднее».

Будучи за границей, Цветаева не переставала общаться с Борисом Пастернаком посредством писем.

Поэзия эмиграции, многие стихи этого периода так и не нашли своего читателя. «После России» – сборник стихотворений был издан в 1928 году. Книга включала стихи периода 1922-1925 гг., стала последним, при жизни опубликованным изданием великой поэтессы.

Зарубежные поклонники таланта Цветаевой предпочитали читать ее прозу, считая ее интересной и увлекательной:

  1. «Мой Пушкин», 1937 год;
  2. «Повесть о Сонечке», 1938 год;
  3. «Мать и музыка», 1935 год;
  4. «Дом у Старого Пимена», 1934 год;
  5. статьи о творчестве Андрея Белого, Максимилиана Волошина, Михаила Кузмина.

Поэтический дар Цветаевой не находил большого понимания, поддержки со стороны иностранных читателей. Сама поэтесса признавалась в том, что в эмиграции она скорее прозаик, чем поэт. Ее до глубины души поразила трагедия, произошедшая с Владимиром Маяковским — его самоубийство. После страшного события, она выразила всю боль, отчаяние, растерянность в цикле произведений «Маяковскому».

Первые книги Марины Цветаевой

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец Иван Цветаев — доктор римской словесности, историк искусства, почетный член многих университетов и научных обществ, директор Румянцевского музея, основатель Музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина). Мать Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей — Марины и Анастасии.


Иван Цветаев. Фотография: scientificrussia.ru


Анастасия и Марина Цветаевы. Фотография: 1abzac.ru


Мария Мейн. Фотография: alexandrtrofimov.ru

Позже Марина писала о матери: «Весь дух воспитания — германский. Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и на гитаре я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью». После смерти матери — Марине Цветаевой на этот момент было 14 лет — занятия музыкой сошли на нет. Но мелодичность осталась в стихах, которые Цветаева начала писать еще в шестилетнем возрасте — сразу на русском, немецком и французском языках.

В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отправила его на отзыв мэтру — Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о молодом даровании в своей статье для журнала «Русская мысль»: «Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние».

На «Вечерний альбом» также откликнулись в печати Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народовольцев Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912-го они обвенчались, а вскоре вышли две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Следующий цветаевский сборник «Из двух книг» был составлен из ранее опубликованных стихов. Он стал своего рода водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.

Личная жизнь

Марина была очень влюбчивой женщиной, в её жизни было немало бурных романов, но настоящая любовь только одна.

В 1911 году Цветаева гостила в Коктебеле у Максимилиана Волошина, где произошло её знакомство с литератором и публицистом Сергеем Эфроном. Это был замечательный, жизнерадостный и весёлый человек, в любой компании он становился, как говорится, её душой. Но в этот год он приехал в Крым, чтобы поправить здоровье после перенесённой чахотки, а также оправиться от потрясения, вызванного самоубийством матери. В самом начале 1912 года Марина стала его женой, а ровно через девять месяцев, в сентябре, родила дочь Ариадну.

Первые годы супружества были счастливыми. Сергей подарил Цветаевой ощущение земных человеческих радостей, ведь до знакомства с ним она постоянно пребывала в каком-то своём мирке, полном иллюзий и собственных фантазий.

В 1914 году брак оказался на грани распада, а поводом тому стало знакомство Цветаевой с переводчицей и поэтессой Софией Парнок. В течение двух лет между ними были романтические отношения, которые позже Марина назвала «первой катастрофой в её жизни». В 1916 году она вернулась к супругу, а Софии посвятила цикл стихотворений «Подруга». Сергей переживал такую измену жены очень болезненно, но нашёл в себе силы её простить.

В 1917 году у супругов родилась вторая дочь Ирина. Но это был далеко не самый гладкий период их совместной жизни. Прошла революция, Сергей стал её противником и примкнул к белому движению. Марина осталась одна с двумя маленькими дочками и с домашним хозяйством. К этому она оказалась практически не готова. Она вынуждена была продавать вещи, голод вынудил её отдать девочек в подмосковный приют в Кунцево. Младшая умерла там в возрасте трёх лет, старшую Алю Цветаева забрала.

Весной 1922 года Марина с дочкой уехала за границу. Некоторое время они жили в Берлине, потом переехали в Прагу, где на тот момент проживал её супруг Сергей, офицер Белой гвардии, переживший разгром Деникина. Он учился в Пражском университете. Однако вскоре семья перебралась в глухую деревушку, где жизнь была немного дешевле, ведь им еле-еле удавалось сводить концы с концами. Стирка, уборка, поиск дешёвых продуктов – Марина охарактеризовала этот период своей жизни «между колыбелью и гробом».

Здесь же произошёл её очередной бурный роман с Константином Родзевичем. Супруг обо всём догадался по поведению Марины, она стала раздражительной, могла срываться на него либо по несколько дней замыкаться в себе и не разговаривать. Но когда настало время выбора, Цветаева снова осталась с мужем.

В 1925 году у них родился сын Георгий, она долго и очень сильно хотела родить именно мальчика, поэтому появление на свет малыша сделало Марину несказанно счастливой. Хотя длилась эта эйфория недолго. Семья переехала в Париж, где ещё в большей степени Цветаева ощущала нищету. Знакомые отмечали, что в этот период она как-то резко и сильно состарилась, совершенно перестала за собой следить. Доход от её писательской деятельности был мизерным, мало зарабатывала и взрослая дочь Ариадна, вышивавшая шляпки, муж был болен и не работал. Семье иногда помогали финансами друзья.

Знакомство с Сергеем Эфроном

В 1911 году сестры Цветаевы поехали отдыхать в Крым, там Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Они поженились через восемь месяцев после знакомства. В письмах Цветаева называла этот брак «детским». Она писала, что рано выходить замуж — это «катастрофа». В то же время Цветаева тепло отзывалась о муже и говорила, что Сергей был для нее «самым родным на всю жизнь». Анастасия позже писала, что не понимает, как они вообще жили врозь.


Сергей Эфрон и Марина Цветаева. (eksmo.ru)

Цветаева боялась скучного семейного быта. Она осуждала Наташу Ростову, которая вышла замуж и превратилась «из многообещающей девочки в обыкновенную «наседку». Она хотела заниматься литературой и революцией.

Цветаева родила двух дочерей Ариадну и Ирину, а позже — уже в эмиграции — сына Георгия. Ариадна вспоминала, что за хорошее поведение Цветаева разрешала детям заходить в ее комнату или брала их с собой на прогулку. Отношения с матерью были «непростыми», потому что Марина «то любила, то разлюбляла».

Цветаева сама учила детей писать и читать. Не раз она и ее современники отмечали, как сильно Марина любит Мура (прозвище Георгия). Сама она писала, что очень боится, момента, когда сын вырастет и уедет: «Его жену конечно буду ненавидеть. Потому что она не я».


Марина Цветаева с сыном Георгием. (spolmc.sweb.cz)

Цветаева осталась в Москве, когда Эфрон уехал на фронт. Супруги потеряли связь на несколько лет. В этот период их дочь Ирина умерла в приюте, куда Цветаева отдала детей, представившись их крестной. Ариадну Цветаева позже забрала домой.

В 1919 году Марина писала:

«Меня презирают — (и в праве презирать) — все.

Служащие за то, что не служу, писатели за то, что не печатаю, прислуги за то, что не барыня, барыни за то, что в мужицких сапогах (прислуги и барыни!)

Кроме того — все — за безденежье».

На двери квартиры Цветаевой не было звонка — только дверной молоток. Современники вспоминали, что это было холодное место с крысами, в котором Ариадне приходилось ждать, пока мать вернется домой. Бальмонт писал, что в то время взамен на сигареты Цветаева приносила ему картофель.


Марина Цветаева с дочерью Ариадной. (spolmc.sweb.cz)

Цветаева с дочерью переехали в Берлин в 1922 году и там встретилась с Эфроном. Семья несколько лет прожила за границей, а в 1939-м вернулась в СССР. Здесь Ариадну отправили в ссылку, а Сергея, белого офицера, расстреляли. Цветаева осталась вместе с Георгием. Начались трудности с поиском работы. Георгий вспоминал, что мать хотела их обоих устроить в совхоз, а ему хотелось пойти в школу.

Цветаева покончила жизнь самоубийством, а в записках просила позаботиться о сыне.

Детские годы

Цветаева Марина появилась на свет 26 сентября 1892 года в Москве.

Её папа Иван Владимирович был учёным, занимался профессорской деятельностью в Московском университете, он изучал античное искусство, эпиграфику и историю. В 1911 году Цветаев создал Музей изящных искусств, и первое время работал в нём директором. С матерью Марины Иван Владимирович заключил второй в своей жизни брак, в первом он был счастлив, но после рождения двоих детей его жена умерла в молодом возрасте.

Оставшись с малышами на руках, мужчина женился второй раз. Марина Цветаева вспоминала своего отца как человека невероятной доброты, но постоянно занятого какими-то делами.

Мама Цветаевой, Мария Александровна Мейн, имела польско-немецкие корни, превосходно играла на пианино, обучал её этому Николай Рубинштейн, и, естественно, ей очень хотелось, чтобы дочь тоже связала свою жизнь с музыкой. Но когда Марине было всего лишь четыре года, её мать уже написала в своём дневнике: «Моя маленькая Муся бегает вокруг меня и из слов составляет рифмы. Быть может, она станет поэтом?» Так и вышло, несмотря на то, что Мария Александровна с ранних лет прививала дочери любовь к музыке.

У Марины Цветаевой было настоящее дворянское детство. Рождество обязательно сопровождалось ёлкой, подарками и маскарадом. По выходным семья ходила в театр, а на летний период переезжала на дачу. Её мама хорошо знала иностранные языки, так что Марина уже к шести годам говорила на немецком и французском. А из литературных произведений девочка больше всего любила А. С. Пушкина («Цыганы» и «Евгений Онегин»).

Первый сборник

19-летняя Марина в кабинете Максимилиана Волошина в Коктебеле. Фотографию сделал сам Волошин. Марина здесь совсем юная влюбленная девушка, переполненная творческим вдохновением и ожиданием невероятного будущего.

Уже издан ее первый сборник «Вечерний альбом» со 111 стихотворениями. Издание вышло за счет личных средств, отзывы отечественных критиков в большинстве своем были благосклонными, хотя, конечно, эти стихи ценители зрелого творчества Цветаевой уверенно назовут сырыми и наивными. Максимилиан Волошин во вступлении к сборнику написал: «Это очень юная и неопытная книга, ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Автор ее владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. Не взрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому».

Любопытно, что положительно отозвался о сборнике и Гумилев.

Сама же поэтесса впоследствии отмечала, что «первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия».

Со вторым сборником — «Волшебный фонарь» — все было уже сложнее. Тот же Гумилев был беспощадно прям в своей оценке — он назвал это детище ни много ни мало подделкой на стихи: все там написанное, мол, просто копирует темы и идеи первого сборника. Цветаева, по сути, и не отрицала преемственность, но просила относиться к двум сборникам как к дилогии, по сути единому целому, в котором последовательно развиваются одни волнующие ее на тот момент темы и мотивы.

В следующие два года «фирменный» цветаевский стиль небывало крепнет, находит свой голос, звучание — появляются ее знаковые произведения «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной».

Марина Цветаева — биография

Марина Цветаева — поэтесса Серебряного века. За годы творческой деятельности она успела оставить после себя солидное литературное наследие. Более десятка сборников стихов и еще столько же поэм.

Помимо собственно поэтического труда, Марина Цветаева прославилась как эссеист и переводчик. Именно проза сделала ее популярной за пределами родной страны, когда женщина находилась в эмиграции.

Поэтесса была очень сложным человеком. Хотя свидетельства современников разнятся чуть ли не противоположным образом. Кто-то характеризовал ее мягкой и поистине женственной натурой, с тонкой душой. Другие же называли Цветаеву надменной и высокомерной, с жестким характером.

Как бы то ни было, именно ее личностные качества помогали писать проникновенные стихотворения, которые многим приходились по душе.

Судьба Марины Цветаевой сложилась тяжело. Она долгие годы пребывала в вынужденной эмиграции. Ровно в момент, когда начались политические гонения, революции и гражданская война.

В то же время, и личную жизнь женщины нельзя назвать счастливой. Она знала, что такое нищенство, в свое время была вынуждена отдать дочерей в приют, из которого одна из них так и не вернулась.

В конце концов, не выдержав тягот времени, под влиянием сильнейшего творческого кризиса, Марина Цветаева покончила с собой.

Несмотря на трагический финал жизни, женщина успела написать около полусотни работ в разных жанрах. Ее наследие ценится любителями высокого искусства до сих пор.

Лучше не читать перед сном биографий

Всего этого нам ни в школах, ни в университетах не рассказывают. Потому большинство людей воспринимают поэтов, писателей и художников небожителями. Знать правду обычный человек не хочет, потому что не сможет от неё отстраниться и смотреть не на автора, а на искусство. Как не может он порой и понять природу художественного вымысла. Благочестивого семьянина Набокова обыватель считает педофилом, скромного журналиста Паланика — садистом.

А правда в том, что автор и литература не всегда одинаково красивы. Талант и даже гений выпадают случайно. И даже если дар достался хорошему человеку, слава и деньги вполне способны его испортить. Поэтому людям, не умеющим абстрагироваться от личности автора, лучше не читать биографических монографий и ограничиться краткой справкой. Потому что, узнав однажды о подлости или слабости любимого автора, иной читатель уже никогда не сможет получать удовольствия от литературы, созданной бесчестным человеком.

Лёгкая биография, не обременяющая литературного наследия, должна выглядеть так:

«Марина Цветаева, великий русский поэт, прозаик и переводчик. Дочь профессора и пианистки, была замужем за царским офицером, родила троих детей, одну дочь потеряла, жила в эмиграции, вернулась на родину и покончила с собой от тоски».

Для обывателя этого жизнеописания достаточно. Томик Цветаевой будет читаться перед сном куда лучше, если не знать, что эта женщина пожалела для умирающей дочери кусок сахара.

По материалам: Избранное (автор — Анастасия Миронова)На фото: дочери Цветаевой Ариадна и Ирина

Советская Россия

«Это поистине был вихрь, водоворот мыслей, чувств, фантазий, ассоциаций. Она могла быть одновременно и во вчера, и в завтра, где-то на погосте в тарусской деревеньке и возле Нотр-Дам, и на наших тихих, булыжных Конюшках, и в Карфагене! Следить за ходом, вернее, за полетом ее мысли было увлекательно и в то же время неимоверно трудно», — писала о Цветаевой автор книги воспоминаний «Скрещение судеб» Мария Белкина, которая виделась с поэтессой после ее возвращения из эмиграции.«В той России, советской России, где мы жили, она была абсолютно не своевременна, ее могли воспринимать только отдельные личности. Это теперь она очень современна, стала всем известна, и ее популярность грандиозна. Так бывает в жизни: творчество воспринимается потом, позже. Цветаева абсолютно опережала свое время — и формой, и содержанием».

Детство и юность

Марина Ивановна Цветаева появилась на свет 8 октября 1892 года. Местом рождения поэтессы стал город Москва. Будущее девочки было частично предопределено ее происхождением.

Отцом Цветаевой был Иван Владимирович. Мужчина работал в Московском университете, активно преподавал. А также слыл известным и экспертным филологом, занимался искусствоведением. Происходил из среды интеллигенции. Любил читать, обладал хорошим литературным вкусом, который, впоследствии, передал своей дочери.

Мать девушки — Мария Мейн. Имела смешанное русско-польско-немецкое происхождение. Трудилась в качестве музыканта. Виртуозно играла на пианино. Ее наставником и преподавателем в свое время был Николай Рубинштейн.

Родители Марины Цветаевой

Марина Цветаева была не единственным ребенком в семье. В свое время отец ушел от первой жены. От этого брака на свет появились брат и сестра будущей поэтессы. А через 2 года, в семье появился младший ребенок, сестра Цветаевой по имени Анастасия.

Оба родителя были интеллигентного происхождения, трудились на лоне высокого искусства. Отчасти, этот факт обусловил дальнейшую судьбу девушки. С матерью она занималась музыкой, осваивала пианино. С отцом — изучала иностранные языки, много читала.

Именно родители привили ей чувство прекрасного, которое впоследствии помогло девушке в творческом становлении.

В 90-е годы по характеру работы родители девочки часто бывали за границей. Вместе с ними она ездила по Европе.

Сестры Цветаевы (Марина слева)

Первый творческий опыт юная Цветаева получила в 6 лет. Она пробовала писать стихи. Причем дебютные произведения девочка создавала на французском языке, под впечатлением от поездок.

В 1901-1902 году Марину Цветаеву определили в женскую гимназию. Затем в течение нескольких лет девушка ездит по разным городам. То в связи с обнаруженным у матери туберкулезом, то по другим делам. В итоге, примерно в 15 лет девушка заканчивает первичное обучение. Она получает общее образование.

Марина Цветаева в молодости

Какое-то время после окончания гимназии Марина Цветаева проводит в пансионах Германии и Швейцарии. Будучи за границей, она активно интересуется старофранцузской литературой.

Рвение в этом направлении становится настолько сильным, что девушка посещает лекции и занятия в Сорбонне. Несмотря на это интерес продлился недолго. Охладев к начинанию, будущая поэтесса бросает это дело и возвращается на родную землю.

По прибытии домой, Марина Цветаева начинает интересоваться творчеством поэтов-символистов. Знакомится с несколькими яркими представителями этого направления и даже посещает занятия при кружках, которые были организованы крупными литераторами.

Марина Цветаева с отцом

Все меняется в 1917 году. Октябрьская революция и грядущая за ней гражданская война приводят девушку в настоящий ужас. Она не может смириться с тем, что происходит в ее стране.

Наибольшее отвращение Цветаева питала к искусственному разделению всех граждан на красных и белых. Хотя симпатии самой поэтессы были на стороне последователей царизма.

В разгар гражданской войны, когда стало понятно, чьей будет победа, супруг Цветаевой, Сергей Эфрон был вынужден эмигрировать, чтобы не подвергнуться репрессиям.

Очень скоро, в 1922 году, поэтесса последовала за ним. Она добилась разрешения выехать за границу и перебралась к мужу в Чехию.

В течение нескольких ближайших лет супруги переезжали из одной страны в другую Из Праги Цветаева отправилась в Берлин.

Следом муж и жена уехали в Париж, где задержались надолго. Самого Сергея Эфрона обвиняли в шпионаже и подготовке государственного переворота, участии в незаконных организациях. Дорога домой для него была заказана.

В то же самое время, Цветаева тяжело переживала тяготы эмиграции, не могла находиться на чужбине и рвалась обратно.

Эмиграция

Вынужденное пребывание Марины Ивановны Цветаевой за границей начался в 20-е годы. Она подала прошение на выезд из страны. Оно было одобрено.

Временным пристанищем женщины стала Прага. Затем вместе с супругом Сергеем Эфроном, поэтесса переехала в Париж, где и оставалась долгое время.

Здесь женщина пишет несколько произведений. Продолжает активно сочинять.

Переломным моментом становится 1928 год. В это время женщина пишет открытое письмо Маяковскому. Эмигрантская среда, которая почти целиком состоит из представителей белых, не принимает такой поступок. Женщину обвиняют в симпатиях коммунистам.


Марина Цветаева в эмиграции

Из-за этого большая часть коллег по цеху отворачивается от Цветаевой. Ситуация оборачивается серьезным ударом по финансовому положению семьи.

Поэтессу больше не печатают, она становится изгоем в среде эмигрантов. Буквально в течение пары лет семья нищает на глазах. Денег катастрофически не хватает.

Единственный источник дохода — это немногочисленные творческие вечера. Цветаева пробует заниматься переводами, влиться в литературные круги Парижа. Но большого успеха это не приносит.

В 1930 году друзья и знакомые Марины, которые пока не отвернулись от нее, создают фонд помощи Цветаевой. Но денег все равно не хватает.

Ситуация скверная. Вернуться домой поэтесса не может, поскольку над мужем и над ней самой висит угроза уголовного преследования и репрессий.

«Здесь я не нужна, там я невозможна», как говорила сама поэтесса.

Мур…

Первую высказала сестра Марина Ивановны – Анастасия Ивановна Цветаева. Виновным в смерти сестры она считает ее сына – шестнадцатилетнего Георгия Эфрона, которого домашние называли Мур.

Цветаева так ждала мальчика, и наконец родился сын. Его она воспитывала иначе, чем старшую, Алю. Баловала, была менее требовательна. «Марина исступленно любила Мура», — так говорили видевшие ее в 1939 – 1941 годах.

Понятно, что после ареста дочери и мужа, Цветаева еще больше стала опекать сына и переживать за него. А сыну, избалованному шестнадцатилетнему мальчику, это не нравилось. Шестнадцать лет – трудный возраст. Марина Ивановна и Мур часто ссорились (хотя ссоры между родителями и детьми-подростками – дело самое обычное, думаю, с этим согласятся многие родители).

Марина Цветаева с сыном. 1930-ые годы

Можно понять, что после жизни за границей и в Москве Елабуга с маленькими деревянными домиками не очень приглянулась подростку. И он не скрывал этого.

По мнению Анастасии Ивановны, последней каплей стала брошенная Муром в порыве раздражения фраза: «Кого-то из нас вынесут отсюда вперед ногами». Цветаева решает встать между сыном и смертью, решает уйти, дав ему дорогу.

Неужели же все так просто? Неужели Цветаева, вырастившая дочь (с которой в подростковом возрасте тоже было очень даже непросто), не знала сложностей «переходного периода»? Как можно обвинять шестнадцатилетнего мальчика, пусть и развитого не по годам, в гибели взрослой, уже столько пережившей женщины? И стоит ли винить Мура, что он не пришел взглянуть на умершую? «Я хочу запомнить ее живой», — разве эта его фраза говорит о том, что его не тронула смерть матери? Вообще внутреннее, невидимое для других страдание – тяжелей.

Обвинительная оценка подростка, увы, встречается и после Анастасии Ивановны. Например, Виктор Соснора: «Сын, парижский молокосос, считал себя выше Цветаевой как поэт, ненавидел мать за то, что их выслали в Елабугу, и дразнил ее». Странно слышать такие слова от взрослого, очень взрослого человека…

Семейная жизнь

Сергей родился в Москве . Он был шестым из девяти детей, рожденных Елизаветой Дурново (1853–1910) и Яковом Константиновичем Эфроном (1854–1909). Оба были русскими революционерами и членами « Черного передела» . Яков работал страховым агентом и умер от рака в 1909 году. В следующем году Елизавета обнаружила, что один из ее сыновей покончил жизнь самоубийством и вскоре после этого покончил жизнь самоубийством. Яков происходил из еврейской семьи, а Елизавета происходила из русской знати и купцов; Яков принял лютеранскую веру, чтобы жениться на Елизавете.

Эфрон заболел туберкулезом в подростковом возрасте, и его психическое и физическое здоровье еще больше ухудшилось после того, как узнал о смерти его матери. Став студентом Московского университета, Сергей пошел добровольцем в армию медсестрой. Однако из-за слабого здоровья он не мог служить в этом качестве. Вместо этого он поступил в офицерское кадетское училище.

Когда Эфрон был 17-летним курсантом офицерской академии, он познакомился с 19-летней Мариной Цветаевой 5 мая 1911 года в Коктебеле («Голубая высота»), известном крымском пристанище для писателей, поэтов и художников. . Они полюбили друг друга и поженились в январе 1912 года. Пока у них были крепкие отношения, у Цветаевой были романы, например, с Осипом Мандельштамом и поэтессой Софией Парнок .

Цветаева и ее муж до революции проводили лето в Крыму. У них родились две дочери: Ариадна , или Аля, (1912 г.р.) и Ирина (1917 г.р.), а также сын Георгий.

Марина Цветаева , жена и поэт Сергея Эфрона

Ариадна (Аля) Эфрон, дочь Сергея Ефрона, 1926 г.

Европа

С дочерью Ариадной. Париж, 1925 г.

«Европейская ссылка» длилась до 1939 года. Как потом окажется, тот год станет страшным, поворотным. Они вернутся в уже другую страну — окрепшую, признанную мировым сообществом, и, конечно, уже далекую от первых утопических большевистских мечтаний. Страна советов локомотивом неслась в светлое будущее, легко подбрасывая в топку пламенного мотора человеческие жизни.

Цветаева приехала с потяжелевшим поэтическим багажом — в нем и «Поэма Конца», и «Поэма Горы», и «С моря», и «Крысолов».

Большая часть этого не была опубликована в Европе — темперамент Цветаевой не позволил ей найти настоящих друзей и спонсоров в эмигрантской среде. Та среда была хоть разношерстной, но главным критерием «свой-чужой» была четко обозначенная позиция против советской власти, готовность к соответствующему политическому объединению и дальнейшей борьбе. Как было сказано, поэтесса совсем не любила новую власть, но и заниматься непосредственно политикой, жить в атмосфере тайного заговора и интриг ей было не по душе.

В Париже с сыном Георгием

Эфроны жили небогато, могли позволить себе дешевую комнату где-нибудь в пригороде Парижа. Да и Марина была человеком не общежительного характера, с соседями и хозяевами сходилась плохо, предпринимать усилия в этом направлении было противно ее натуре. Поэтому они кочевали по квартирам. Поддерживали их материально некоторые почитатели таланта Цветаевой — в ином случае возвращение на Родину состоялось бы по вынужденным причинам гораздо раньше.

За границей Марина работала не только над стихами — в 1926 году вышла ее статья «Поэт о критике». Цветаеву начали активно приглашать на публичные выступления, творческие вечера, что стремительно увеличило два «лагеря» — поклонников таланта и недоброжелателей-завистников. В знаменитой «программной» статье Цветаева резко прошлась по «давним знакомым» — критикам. Под раздачу попали Бунин (это ему за Есенина), Зинаида Гиппиус (ей припомнили Пастернака). Бунин, правда, отмалчиваться не собирался — «симметричным» ответом стала его громкая оценка эфроновского журнала «Весть»: его назвали «скучным и дурным».

Марина Цветаева, 1928 г.

Постепенно «шумиха» вокруг имени Цветаевой шла на убыль — к ней почему-то приклеился ярлык «большевичка», хотя прямых оснований на то не было. Косвенной причиной могла стать позиция супруга — он все чаще стал высказываться в пользу советской власти. Позже станет известно, что он начал сотрудничать с НКВД еще в 1931 году. 

Возвращение на плаху

Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном. Поэтесса знала, что отъезд не принесёт ничего хорошего, ещё в 1932 году она писала Тресковой, что

 Так и случилось. В 1932 году пишется стихотворение «Родина», которое позже оценивали строгие экзаменаторы посольства и НКВД, оценили и дали добро. К чему привело «добро» скоро станет ясно. 

Поселили Марину на даче НКВД, к этому времени муж уже был арестован, что вынудило Цветаеву в конце 1939 года писать Берии «покаянное письмо». В нём говорится, что она своим возвращением хочет избавиться от одиночества, воссоздать семью и дать сыну будущность. Ничего не получилось, в конце лета 1939 арестована дочь, через пару месяцев муж, а Берия на письмо не ответил. Одиночество снова окружило Цветаеву, причём это было ещё более плотное кольцо, чем в Европе, ведь в СССР не было семьи и нельзя писать, точнее, нельзя публиковаться.

Муж вскоре был расстрелян (вот и вернулся), дочь Ариадна долгие годы провела в лагерях и была реабилитирована только после смерти Сталина.

Марина берётся за переводы и с трудом зарабатывает на жизнь. Надежда на выход сборника стихов рухнула, так как в рецензии Зеленского (герой-рецензиант) указано на «искажение души продуктами капитализма».

В начале войны Цветаева решатся на эвакуацию, сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе, где Марине пришлось просить, чтобы её оставили в этом города и разрешили работать посудомойкой. Собрание писателей на это согласилось, но мыть посуду не пришлось. Она едет к сынку в Елабугу, где 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась). Потеряв большую часть семьи, находясь в нищете и не имея возможность писать, Марина не вынесла страданий, её загнали в угол.В последние недели жизни в Елабуге Цветаевой пришлось стирать бельё местному милиционеру, чтобы свести концы с концами. Можно представить атмосферу, поэтому судить не будем.

В самоубийстве есть и странности. Так Цветаева в доме Бродельщиковых начала жарить рыбу, потом, даже не сняв синего фартука, полезла в петлю. Возможно, боль копилась и в какой-то момент чаша переполнилась.

Много позже, в 1990 году церковь дала согласие на отпевание Цветаевой. Для получения разрешения на отпевание к патриарху Алексию II обратилась сестра поэтессы и диакон Андрей Кураев. Просьбы была удовлетворена, на этом в биографии Цветаевой можно ставить точку, хотя стихи поэтессы переживут ещё ни одно поколение.

Могилы Цветаевой нет, есть лишь табличка, на которой указано, что в этой стороне кладбища она захоронена. 

Георгий (Мур)

Я, что в тебя — всю Русь
Вкачала — как насосом!

Стихотворение, написанное вскоре после смерти Ирины:

Так, выступив из черноты бессонной Кремлевских башенных вершин, Предстал мне в предрассветном сонме Тот, кто еще придет — мой сын. Во время третьей беременности: Женщина, что у тебя под шалью? Будущее!

Георгий родился 1 февраля 1925 года уже в эмиграции.

«Мой сын родился в воскресенье, в полдень. По-германски это — Sonntagskind, понимает язык зверей и птиц, открывает клады… Родился он в снежную бурю»


Цветаева с сыном Георгием. Сен-Лоран. 1930-е. (librairieduglobe.com)

Письмо Борису Пастернаку: «Борисом он был девять месяцев во мне и десять дней на свете, но желание Сережи (не требованье!) было назвать его Георгием — и я уступила. И после этого — облегчение».

Второе имя сына — Мур.

«Мур, бесповоротно. Борис — Георгий — Барсик — Мур. Все вело к Муру. Во-первых, в родстве с моим именем, во-вторых, — Kater Murr — Германия, в-третьих — само, вне символики, как утро в комнату. Словом — Мур».

Воспоминания Веры Трайл: «Я сказала: «Мур, отойди, ты мне заслоняешь солнце». И раздался голос Марины, глубоко возмущенный, никак не в шутку: — Как можно сказать это такому солнечному созданию?».

Никогда не знавший советской России, Георгий мечтал оказаться на родине. Это желание прививалось и отцом. Сергей Эфрон, ставший сторонником большевиков, читал ему во Франции коммунистические газеты. Цветаева по этому поводу писала:

Ни к городу и ни к селу
Езжай, мой сын, в свою страну, —
В край — всем краям наоборот!

Когда вся семья вернулась в СССР, Георгий вместе с матерью пережил арест сестры и отца, позже расстрелянного. В этот период Цветаева написала о Муре:

«Внутри он такой же суровый и одинокий и достойный: ни одной жалобы — ни на что».

С наступлением войны писательница вместе с 15-летним сыном отправилась в эвакуацию. 31 августа 1941 года в Елабуге Марина Цветаева покончила с собой. Она оставила сыну предсмертную записку:

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Следующие два года Георгий провел в эвакуации в Ташкенте. В 1943-м он был призван на фронт, где и погиб.

Не быть тебе нулем
Из молодых — да вредным!
Ни медным королем,
Ни попросту — спортсмедным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector