Умер режиссер марк захаров

Фильм шестой: «Формула любви»

За основу фильма взята повесть Алексея Толстого, сильно переработанная Григорием Гориным. Это, конечно, настоящий хит, прекрасная и яркая музыкальная комедия, и даже те, кто никогда не видел ни одного фильма Захарова, уж песню «Уно моменто» слышали точно.

И, пожалуй, об этой самой «Неаполитанской песне» стоит сказать подробнее. В большинстве фильмов Захарова герои исполняют песни Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима, и этот фильм – не исключение. Но для «Неаполитанской песни» стихи написал сам Геннадий Гладков. Юлий Ким много смеялся по этому поводу, потому что поздравляли с замечательной песней как раз его.

Текст песни – набор цитат из настоящих итальянских песен, не имеющих никакого отношения к переводу, который озвучивает в фильме Жакоб. На самом деле перевод первого, к примеру, куплета, звучит примерно так: «Море, красивая женщина, / Какая красивая песня, / Знай, что я люблю тебя, всегда люблю / Красивая женщина, море. / Верить, петь / Дайте мне момент, / Который мне больше нравится. — Один, один, один, один момент, / Одно, одно, одно чувство, / Один, один, один комплимент / Это таинство, таинство, таинство».

Кадр из фильма «Убить дракона». Фото: kinopoisk.ru

Фильмы

В 1976 году он пробует себя в кинематографе. Результатом становится фильм, который зрители знают и любят до сих пор – «12 стульев» с Андреем Мироновым.

Вскоре выходит кинолента «Обыкновенное чудо». Трогательная притча о любви в исполнении Александра Абдулова, Евгении Симоновой, Олега Янковского и Евгения Леонова звучит актуально и свежо. Каждый фильм Марка Захарова бьет в точку и становится классикой.

Спустя год состоялась премьера трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина и на музыку Алексея Рыбникова. На главные роли были выбраны Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша.

Следующим шедевром в фильмографии кинорежиссера стала картина «Формула любви» о графе Калиостро, мошенничество которого было разоблачено во время гастролей в Санкт-Петербурге, из-за чего авантюристу пришлось скрываться в смоленских землях. Фильм, главные роли в котором исполнили Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Семен Фарада, Татьяна Пельтцер и другие, снискал любовь зрителей на долгие годы.

Последним вышедшим на экраны кинофильмом Марка Захарова стала антиутопия «Убить дракона», которая появилась в 1988 году.

Фильм второй: «12 стульев»

Этот фильм известен тем, как много споров вызвал он по поводу выбора актера на роль Остапа Бендера и того, насколько прочтение образа самого Остапа отличалось от ставшего к тому моменту каноничным образа, сыгранного Арчилом Гомиашвили. Хотя многие и сейчас считают, что именно захаровский Остап – самый точный.

Гайдаю не нравился вариант Захарова, он говорил: «Это не „экранизация“, а уголовное преступление — и против Ильфа с Петровым, и против меня!» Хотя известно, что Гайдай в свое время взялся за съемки фильма только потому, что Захаров отказался. И в гайдаевский фильм на роли пробовались Миронов и Папанов, но им Гайдай отказал, а вот Захаров на них согласился.

Фильм разошелся на цитаты, песни из фильма стали легендарными, и многие философские мысли, которые Марк Захаров умудрился переплести с размышлениями Ильфа и Петрова, открываются в фильме только после нескольких просмотров.

Кадр из фильма «Обыкновенное чедо». Фото: kinopoisk.ru

Детство и юность

Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.

В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как писал сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».

Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.

Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.

После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.

Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.

Детство и семья

Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. Его отец, Анатолий Ширинкин, выходец из дворянского рода, наполовину еврей, в 16 лет бросил Воронежский кадетский корпус и записался в Конармию под командованием Семёна Будённого, участвовал во многих сражениях, был ранен, переболел тифом. Вернувшись домой, он не захотел продолжить военное образование, а в медицинский вуз поступить не смог, перебивался случайными заработками в «военно-физкультурной сфере». В 1931 году он встретил Галину Бардину, которая спустя два года подарила ему сына Марка. Женщина мечтала стать актрисой, училась мастерству у Юрия Завадского. Родители Галины были против брака. Им казалось, дочь обрекает себя, выходя замуж за бедного и беспартийного человека без образования и определенного рода занятий. Семья сохранилась, по мнению режиссера, только благодаря его появлению на свет.

Марк Захаров в детстве

В 1934 году отец режиссёра был осужден по 58 статье как враг народа, получил три с половиной года с последующей высылкой из Москвы. Галина оставила занятия в театральной студии Завадского и вместе с крошечным сыном последовала за ним. Срок, по словам Марка Анатольевича, был «до смешного маленький», повезло и в том, что на дворе стоял не 1937 год. Но пока глава семейства воевал на фронте, Марк и Галина были в эвакуации, в 1943 году вернулись в холодную и голодную Москву. Женщине удалось устроиться в колонию для беспризорников в Марфино – в заведении с почти что тюремными порядками она вела драмкружок. В тот год Марк несколько месяцев провел в детском доме, так как у семьи не было никаких средств к существованию.

Галина Бардина, мать Марка Захарова, в молодости

Война закончилась, но семья Марка все равно едва сводила концы с концами, считая каждую копейку. Жили они в двух комнатах в коммунальной квартире на Красной Пресне. В юности Марк писал юмористические рассказы, а благодаря матери увлекался театром с детства, но долгое время не осознавал, что театр станет делом всей его жизни. После школы он пробовал поступить в архитектурный вуз, в военную академию и в МИСИ, но терпел один провал за другим.

По совету мамы, решившей, что «от судьбы не уйдешь», он подал документы в Школу-студию МХАТ, но вновь провалился. Зато в ГИТИСе его ждала удача. Несмотря на то, что его отец, наполовину еврей, был судим по политической статье, а дед со стороны матери воевал на стороне Колчака и эмигрировал в Австралию, в 1951 Марк пополнил ряды студентов знаменитого театрального вуза.

Марк Захаров с товарищами по ГИТИСу

Внушительная карьера

Связывать свое будущее с миром театра Марк Захаров поначалу не намеревался. Окончив школу, он отнес документы в Архитектурный институт, но не прошел по конкурсу. В Военно-инженерной академии юноше отказали из-за судимости отца.

После этих неудач Марк пошел во МХАТ на предварительное прослушивание, подготовив «Вересковый мед», но приемную комиссию не убедил. Мать подсказала сыну подготовить «Песнь о купце Калашникове», с которой его приняли в ГИТИС.

На театральную сцену Марк Захаров стал выходить еще в студенческие годы, появляясь в небольших ролях на подмостках театра имени Ермоловой и в театре имени Маяковского. Получив диплом о высшем образовании, молодой актер по распределению отбыл в пермский Драмтеатр.

Три года, проведенные вдали от Москвы, оказались весьма продуктивными. Захаров не только играл на сцене, но и много писал, рисовал, вел радиопрограммы. Именно в Перми он почувствовал, что может работать не только на сцене, но и руководить театральным коллективом.

В 1959 году Захаров возвращается в столицу и поступает на службу в театр имени Гоголя. Пяти лет актерского ремесла оказалось достаточно, что им пресытиться. В 1964 Марк Анатольевич окончательно понял, что его призвание – режиссура.

Несколько успешных постановок на сценах Студенческого театра и Театра сатиры еще больше укрепили веру в своих возможностях.

Театральные работы

В 1973 году Захаров возглавил столичный театр Ленком, который на десятилетия стал его вторым домом. Постановки режиссера вошли в Золотой фонд советского и российского театров. На ленкомовские спектакли «Юнона и Авось», «Тиль», «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Женитьба», «Мудрец», «Город миллионеров» съезжались поклонники театра со всех уголков СССР.

Кроме работы в театре Марк Анатольевич охотно делится своими знаниями и мастерством со студентами ГИТИС на факультете режиссуры. Также Марк Захаров является автором нескольких книг о проблемах театра.

Поработать в кино Марк Анатольевич впервые согласился в 1976 году. Дебют пришелся на культовые «12 стульев» с Андреем Мироновым в роли Остапа Бендера. Но наибольшую популярность режиссеру принесли фильмы «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Тот самый Мюнгхаузен», «Убить дракона» ставшие классикой кинематографа.

На съемочную площадку режиссер приглашал тех актеров, которых хорошо знал по работе в театре: Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Семена Фараду, Юрия Соломина, Андрея Миронова, Ирину Купченко, Николая Караченцева, Елену Валюшкину.

Фильмы Марка Захарова

Год Фильм
1972

Стоянка поезда

1976 12 стульев
1978

Обыкновенное чудо

1979

Тот самый Мюнхгаузен

1982

Дом, который построил Свифт

1984

Формула любви

1988 Убить дракона

Как рассказчик Марк Анатольевич украсил документальные фильмы о жизни, судьбе и творчестве многих актеров: Олега Янковского, Андрея Миронова, Николая Караченцева, Михаила Державина, Григория Горина, Татьяны Пельтцер, Евгения Леонова, Александра Абдулова, Леонида Броневого, Любови Полищук, Анатолия Папанова.

В 2017 году на экраны вышел документальный фильм «Его Величество Актер» о Юрии Соломине, в котором своими взглядами на творчество коллеги по профессии поделился и Марк Захаров.

Фильм третий: «Обыкновенное чудо»

В этом фильме Марк Захаров, кажется, собрал все то, что любил больше всего:

  • за основу взята пьеса Евгения Шварца, которого режиссер любил невероятно и именно по его пьесам снял и поставил лучшие свои проекты;
  • в главной роли снялся Олег Янковский – носитель тех самых, любимых Захаровым, вторых планов: Марка Анатольевича подкупала двойственность характера в Янковском, когда зритель до самого конца не может определиться со своими чувствами к герою – сопереживать ему или сомневаться в нем;
  • здесь есть волшебник, который создает волшебный мир внутри нашего, реального, и это прием тоже очень любил Марк Захаров;
  • здесь есть песни Геннадия Гладкова;
  • а еще в этом фильме больше театра, чем художественного кино, и театр был самой большой любовью режиссера.

Поклонников «Обыкновенного чуда» приглашаем пройти тест и вспомнить крылатые фразы из фильма.

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Фото: kinopoisk.ru

Театральная деятельность

На театральную сцену Марк Захаров вышел уже на втором курсе института. В 1955 году после окончания учебы получил распределение в Пермь в драматический театр. Годы, проведенные в Перми, оказались для Марка очень плодотворными. Он много писал и рисовал карикатуры, его работы и иллюстрации печатали в местных изданиях. Подрабатывал на радио, с удовольствием организовывал капустники. Здесь же он впервые попробовал себя в качестве режиссера в студенческом самодеятельном коллективе университета и почувствовал, что обладает необходимыми качествами для того, чтобы работать с актерами. У Марка рождалась масса идей, и все охотно к ним прислушивались.

Захаров работает с актерами в театре

В 1959 году Захаров вернулся в столицу, где его творческая биография продолжилась в театре имени Гоголя. Работал он здесь недолго, спустя год уже выходил на сцену московского Театра миниатюр (сейчас называется «Эрмитаж»).

К 1963 году пришло осознание того, что актером быть не нравится. Всю энергию и мысли Марку хотелось направлять в режиссерское русло. Он ушел из Театра миниатюр и стал пробовать себя в студенческом коллективе МГУ в качестве режиссера. Его дебютной работой стал спектакль «Дракон» по произведению Евгения Шварца. Затем последовали постановки «Карьера Артура Уи» и «Хочу быть честным».

В 1965 году Захарова пригласили на должность режиссера Театра сатиры, где он проработал восемь лет. За это время поставил известные столичным театралам спектакли:

  • «Доходное место»;
  • «Банкет»;
  • «Проснись и пой»;
  • «Мамаша Кураж и ее дети»;
  • «Чудак-человек».

В 1973 году режиссер Захаров возглавил столичный театр «Ленком». Один за другим он представлял на суд московским зрителям свои шедевры: «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «В списках не значился».

Рок-опера в постановке Захарова «Юнона и Авось»

А когда в 1981 году в «Ленкоме» прошла премьера постановки «Юнона и Авось», театральная Москва взорвалась, купить билеты было невозможно, зрители в финале плакали и пели вместе с хором «Аллилуйя любви». С 1983 года актеры театра поехали с этим спектаклем по всему миру. Гастроли были триумфальными, в Голландии, Германии, США зрители стоя аплодировали главным героям графу Резанову и Кончите в исполнении Николая Караченцева и Елены Шаниной. В Париже рок-оперу представил французским зрителям знаменитый кутюрье Пьер Карден.

За 45 лет работы в «Ленкоме» Марк Захаров поставил почти сорок спектаклей, лучшие из которых:

  • «Иванов»;
  • «Парень из нашего города»;
  • «Оптимистическая трагедия»;
  • «Поминальная молитва»;
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро»;
  • «Чайка»;
  • «Королевские игры»;
  • «Шут Балакирев»;
  • «Вишневый сад»;
  • «Пер Гюнт».

Юбилей Марка Захарова в «Ленкоме»

Среди последних постановок знаменитого режиссера – «Вальпургиева ночь» (2015) и «День опричника» (2016).

Любовь

Конечно же, поклонников интересуют не только творческие достижения Марка Захарова. Биография, личная жизнь, дети – люди желают знать все о своем кумире. Со своей будущей женой режиссер познакомился в стенах ГИТИСа. Его избранницей стала начинающая актриса Нина Лапшина, которая училась на курс младше него.

Знакомство Нины и Марка состоялось, когда девушка обратилась к нему с просьбой нарисовать карикатуры для институтской стенгазеты, за выпуск которой она отвечала. Позже режиссер в интервью признался, что ему на всю жизнь запомнилась фраза, которую она тогда произнесла. Как только их взгляды встретились, Захаров понял, что эта девушка должна стать его женой. Сначала он изображал безразличие, к активным действиям перешел лишь тогда, когда встретил Нину в компании с другим ее поклонником.

Ранние годы будущего режиссера

Марк родился в Москве в семье бывшего военного. Мать в молодости училась актерскому ремеслу, но на сцене так и не сыграла. Виной сему – арест мужа.

Отца Марка Захарова арестовали в 1934 году и приговорили к тюрьме и ссылке. Вслед за мужем отправилась и его жена, оставив сына на попечение бабушки и няни.

В 1943 году родители вернулись в Москву. Отец Марка получил работу охранника в Московском гарнизоне, а матери дали две комнаты в коммуналке. Вскоре папу снова выслали из столицы, и воспитанием сына занималась только мать. Она и приобщила Марка к занятиям в драмкружке.

Параллельно с участием в драмкружке, парень занимался в театральном коллективе ближайшего Дома пионеров. Учиться в школе Марку не нравилось, и только к старшим классам он сумел подтянуться и получить аттестат без троек.

Не уделяя урокам много времени, парень зачитывался произведениями Джека Лондона и ждал отца. Навещая жену и сына, папа мальчика водил Марка по музеям и выставкам, рассказывал ему о мироздании и просвещал в естественных науках.

Личная жизнь

Личная жизнь Марка Анатольевича сложилась счастливо. 58 лет его музой, верной спутницей и женой была Нина Тихоновна Лапшинова. В молодости она была актрисой, девушка училась вместе с Марком на параллельном курсе. Их знакомство произошло во время совместного выпуска стенгазеты. Интересно, что Нина назвала будущего супруга «Захаров-Презахаров» и этой фразой случайно сразила Марка прямо в сердце.

Сокурсник не стал тянуть с предложением руки и сердца, а Лапшинова легко дала согласие. Первое время Нина была успешнее Марка в профессиональном плане, но благодаря жене Захаров сумел разглядеть в себе талант режиссера. На семейных фото супруги всегда выглядели счастливо.

Александра Захарова и ее коллеги по театру

Спустя 6 лет после свадьбы в семье произошло пополнение – родилась дочь Александра Захарова, ради воспитания которой мать оставила театр. Позднее Саша пошла по стопам мамы. Она успешно реализовала себя под началом отца в его спектаклях и фильмах, оставаясь при этом яркой индивидуальностью. За время службы в театре Александра получила прозвище Принцесса “Ленкома”.

В 2014-м, на 83-м году жизни, Нина Тихоновна умерла от онкологии. В это время Марк Захаров находился на лечении в Германии из-за повреждения ноги. Отец и дочь тяжело перенесли утрату.

Личная жизнь Марка Захарова

Любовь всей своей жизни Марк Захаров встретил во время учёбы в ГИТИСе, Нина Лапшинова училась на один курс младше. Однажды смешливая и симпатичная Нина, отвечавшая за выпуск студенческой газеты, подошла к Марку, решив попросить его нарисовать карикатуру.

Марк Захаров и Нина Лапшина в молодости

Семейная легенда Захаровых гласит, что Марк в тот же вечер пошёл провожать Нину домой и впервые поцеловал её возле её дома под пожарной табличкой с надписью «Б8», которую он снял в память об этом событии. Табличка навсегда стала главным экспонатом семейного мини-музея, она символизировала начало долгой и счастливой любви Марка Захарова и Нины Лапшиновой.

Молодой Марк Захаров с женой и дочкой

Брак режиссёра продолжался 58 лет, до смерти Нины Тихоновны в 2014 году. В фильме своего мужа Лапшинова появилась всего лишь один раз, в картине «12 стульев» она сыграла роль супруги отца Фёдора.

Супруги были счастливы в браке на протяжении 58 лет

Виктор Мережко, друживший с Захаровым, отмечал, что в семейной жизни авторитарный и вспыльчивый нрав Марка Анатольевича уравновешивал мягкий и покладистый характер его жены Нины Тихоновны. Единственная дочь режиссёра Александра родилась в 1962 году, но внуков она своему отцу не подарила. Александра Захарова стала актрисой, в 2001 году была удостоена звания Народной артистки РФ.

Дочь Марка Захарова Александра: в детстве и сейчас

Смена фамилии

Был ли Марк Захаров при рождении записан Марком Ширинкиным, источники умалчивают. Как и сам режиссер, который в своих воспоминаниях не называет фамилию предков по отцовской линии. Вряд ли стоит всерьез рассматривать версию неблагозвучности, тем более что изначально фамилия имела иное значение. Этимология ее восходит к слову «ширинка» — так в старину называли цельное полотнище, отрезок ткани, полотенце. Согласно «Словарю древнерусских личных собственных имен», в давние времена такую фамилию мог носить человек, занимавшийся ткачеством.


Когда и по какой причине произошла смена фамилии, и Марк стал Захаровым, неизвестно. Это фамилия его деда по матери, Сергея Николаевича, который в Гражданскую войну сражался на стороне Колчака и впоследствии уехал в Австралию.

Брак и совместная жизнь

Получив диплом, Захаров по распределению отправился в Пермь. Лапшинова, не раздумывая, поехала вместе с ним. В этом городе влюбленные зарегистрировали свой брак. Жизнь в чужом городе не очень нравилась Ниночке, здесь не хватало московского духа, поэтому ей удалось добиться перевода мужа в Москву.

Молодые люди стали жить с родителями Лапшиновой в их большой трехкомнатной квартире. Нина быстро нашла работу. Ее карьера начала стремительно развиваться, чего нельзя было сказать о Марке.

Если супруга была на то время довольно востребованной актрисой, ему никто роли не давал, за исключением тех случаев, когда жена, которую приглашали на роль, просила дать работу и мужу.

Жизнь Захарова в то время была не совсем простой. Любящая супруга переживала за мужа, а ее родители просто жалели парня, но об уважении речь не шла.

Лучшие фильмы с Александрой Захаровой в главной роли

Первый фильм, в котором Александра Захарова стала ведущей актрисой — Криминальный талант 1989 года. Всего актриса играла более чем в 9 фильмах в главной роли. Средний их рейтинг: 5.2/10. Ее лучшие работы:

Криминальный талант (1989)

 7.6

Криминал
Советский Союз

155 мин.

Она обладает аристократичностью, красотой и изворотливым умом. Она обладает талантом прирожденной актрисы, но ее талант далеко не в этом. Она является очень изворотливой мошенницей. Подсыпая снотворное в стаканы своих «ухажеров», она обдирает их до нитки и аккуратно подчищает за собой следы.
Следователю приходится не сладко, чтобы найти талантливую аферистку и привлечь ее к закону. Но он не намерен останавливаться и «засучив рукава» берется за самое трудное расследование в …

 Трейлер

 Фильм

Главная роль

Александра Рукояткина

Персонаж:
Молодая талантливая аферистка, вступившая в криминальное и моральное противостояние с опытным следователем.

Интересные факты:

После выхода фильма Марк Захаров выразил искреннюю благодарность режиссёру Сергею Ашкинази за самостоятельный и успешный дебют своей дочери в главной роли.

Хорошо сознавая, что это уникальный шанс добиться признания, актриса постоянно изводила, в хорошем смысле этого слова, и гримёров и костюмеров и операторов, предлагая что-то новое для своей героини.

Актриса признавалась, что очень опасалась попасть под магнетизм Алексея Жаркова. И в тоже время жалела, что вне съёмочной площадки они мало общались.

актриса

Тонкая штучка (1999)

 5.6

Криминал, Комедия, Приключение, Боевик
Россия

83 мин.

Спокойную жизнь учительницы английского языка Юлии Михайловны Кругловой меняет простой девичник по случаю окончания учебного года. Праздник омрачается появлением в ее квартире тяжелораненого мужчины.
Неизвестный умирает, и через некоторое время домой к Юлии наведывается его брат – московский авторитет Павел. Он пытается выяснить, кто нанес его брату Сергею смертельное ранение, и каким образом истекающий кровью мужчина попал в квартиру Юлии.
Женщина и сама не прочь узнать все подробности …

 Фильм

Главная роль

Юлия, учитель английского

Персонаж:
Умная, энергичная, предприимчивая, обладающая чувством юмора молодая женщина. Работает учительницей. Несмотря на довольно мирную профессию, не теряется в довольно необычных и опасных для жизни обстоятельствах.

актриса

Заложница (1990)

 6.0

Драма, Криминал
Советский Союз

86 мин.

 Фильм

Главная роль

Людмила Александровна Ветвинова

актриса

Шут Балакирев (2001)

 6.6

Комедия
Россия

162 мин.

Герой спектакля Марка Захарова по последней пьесе Григория Горина, перенесённой на телеэкран, — реальный исторический персонаж, дворянин Иван Александрович Балакирев. Балакирев занимал должность придворного шута при Петре I и императрице Екатерине, благодаря чему мог безнаказанно, в отличие от прочих царских вассалов, говорить правду монаршим особам.
Шут пользовался их полным доверием и был в курсе всех придворных тайн, в том числе, любовной связи Екатерины и Виллима Монса, адъютанта Петра и …

 Фильм

Главная роль

Екатерина I

актриса

Театр

Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.

3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.

В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.

Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.

Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.

В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.

В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».

В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.

Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.

Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.

В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.

Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».

Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.

Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.

13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector