Мотылек (2017)

Смысл фильма

По словам режиссера Михаэля Ноэра, кино «Мотылек» — о свободе, как высшей ценности для человека, а также о дружбе, пронесенной сквозь годы. Создатель фильма считает, что в современном кинематографе очень мало историй об истинной дружбе. Картина повествует о силе духа и характере, который невозможно сломить. «Поставил цель — иди к ней до конца!».

Это не только история жизни отдельно взятого человека. Это исторический период целого поколения. Ничто так не ломает личность, как осуждение и последующее заключение в отсутствие вины. Фильм Papillon прекрасно демонстрирует животный страх, охватывающий людей перед безвестным концом. И только надежда в обертке под названием «побег» заставляет бороться и жить несмотря ни на что.

Описание

Действие фильма «Мотылек» 17 года разворачивается в первой половине XX века. События переносят зрителя сначала в Париж, а затем в южную Америку — заморские владения Франции. На самом деле улицы Парижа на экране — это Белград, а Французскую Гвиану сняли в соседней Черногории. Чтобы создать одну из финальных сцен с прыжком в воду, съемочная группа отправилась на Мальту, хотя оригинальный остров Дьявола находится там же, во Французской Гвиане.

Художники фильма вдохновлялись старыми фотографиями реальной гвианской каторги, документальными фильмами и фото заключенных. Эта тюрьма, построенная еще во времена Французской империи, продолжала содержать заключенных до конца Второй мировой. Оператор киноленты не стал детально изучать старый фильм 1973 года, и использовал ручную камеру со стедикамом, чтобы придать картинке максимум естественности.

Краткое описание фильма «Мотылек» укладывается в его слоган «Величайшая реальная история о побеге». Фильм охватывает период продолжительностью более 7 лет. Режиссер и актеры умело воссоздали атмосферу того времени, заставили сопереживать героям и прочувствовать всю ту безысходность каторги, с которой сталкиваются осужденные, чья вина несоизмеримо мала по сравнению с наказанием.

Персонажи[править]

  • Алевтина Широкова (Мария Поезжаева) — главная героиня. Старшеклассница из Киева, возрастом 17 лет. Активная, смелая и находчивая, в то же время слегка инфантильна. На момент начала сериала вообще не понимает, что происходит и долгое время даже не пытается бежать, а когда до неё дошло, куда она попала, было уже поздно. Нахваталась в самом начале немного радиации, но не смертельно. .
  • Павел Державин (Юрий Борисов) — солдат, присланный для ликвидации аварии. В самом начале завёл отношения с Алей. Во время одного из мероприятий попытался спасти сослуживца и .
  • Марьяна Широкова (Евгения Лоза) — сестра Али, врач-эндокринолог. Приехала в Припять, чтобы повидаться с возлюбленным, но получила дозу прямо во время взрыва (стояла рядом со здоровенным фонящим обломком), а потом ещё и пошла добровольцем помогать вернувшимся с тушения станции пожарным.
  • Николай Широков (Андрей Казаков) — отец Алевтины и Марьяны, майор ВВС, только что вернувшийся из Афганистана, командир экипажа вертолёта. Одним из первых прибыл на станцию. .
  • Илларион Широков (Юрий Назаров) — дед Али и Марьяны, ходячая совесть для всех героев. .
  • Игорь (Артём Ткаченко) — парень Марьяны. Врач-педиатр. Сбежал из Припяти, сказав, что Марьяна заболела, и ему срочно надо в Киев, долгое время боролся со страхом, но в конце пошёл-таки работать с заражёнными. .
  • Рыскулов (Азамат Нигманов) — сослуживец Паши. Очень плохо знал русский, из-за чего перед началом работ по ликвидации проявлял энтузиазм. Когда оказался на крыше и увидел происходящее своими глазами, сошёл с ума от страха: стоя на крыше ЧАЭС, сорвал с себя респиратор и заглянул прямо внутрь разрушенного энергоблока. Его судьба вряд ли будет спойлером — умер в тот же день.
  • Алексей Стригунок (Станислав Мельник) — сержант милиции в Припяти. Хороший парень, но ярый борец с мародёрами. Весь фильм судьба сводит его с главными героями.

Сюжет[править]

Историю можно условно разделить на три переплетённых линии:

  • Первая — про киевскую школьницу Алевтину Широкову (Алю), невовремя приехавшую вместе с сестрой к тёте в Припять. Они застали взрыв прямо рядом со станцией, когда решили срезать путь в город. Через неё зритель смотрит на происходящее в городе глазами обычного гражданского, которому не посчастливилось пережить катастрофу прямо в самом её пекле.
  • Вторая — про солдата-срочника Павла Державина (Пашу), прибывшего для участия в ликвидации последствий аварии. Он нужен для показа самой ликвидации, поскольку участвует в большинстве известных мероприятий, в том числе и знаменитой уборке обломков с крыши блока.
  • Ну и третья линия, где нет главного персонажа, а просто показываются остальные эпизоды ликвидации. Тут вам и совещания политиков, и будни обычных ликвидаторов и т.д.

Особенности построения сюжета и прототипы[править]

Мнения зрителей о сериале кардинальным образом разнятся: от «туфта» до восторженных отзывов, что может сбить с толку.
Если смотреть сериал «как есть», в лоб, то он действительно может показаться дешёвкой, привязанной к Чернобылю только ради хайпа. Но в том-то и дело, что «Мотыльки» — в первую очередь символический, а не исторический сериал. Это и образ «мотыльков», в разных воплощениях проходящий через весь сюжет. И песня Сольвейг, как лейтмотив истории Али и Паши. И три сюжетные линии, три точки зрения на катастрофу: гражданские, воплощаемые Алей, военные в лице Паши, и простые труженики, борющиеся с последствиями аварии, при сознательном опущении четвёртой возможной точки зрения — власть имущих, сферы, куда Але с Пашей нет хода. (И не нужно, потому что в символическом ключе на тему власти и Чернобыля уже высказался другой украинский режиссёр, Михаил Беликов в «Распаде» 1989/1990 года.)

Второе, что на чём зритель может споткнуться — намеренное спрессовывание хронологии: события, служащие фоном для отношений Али и Паши либо ставшие ключевыми точками в их жизни, на самом деле происходили в течение двух лет (основная масса — в течение следующих восьми месяцев) после катастрофы. По структуре фильм очень напоминает «Титаник» Кэмерона: используя центральную любовную линию с вымышленными персонажами, сценарист проводит зрителя по наиболее ярким эпизодам Чернобыльской катастрофы, получая возможность показать судьбы людей, которые в реальной жизни даже не были друг с другом знакомы.

Прототипыправить

  • Аля — Людмила Игнатенко в версии Светланы Алексиевич , а также Марина Сивец .
  • Паша — муж Людмилы, Василий Игнатенко.
  • Майор-демагог Москалёв, начальник солдат, чистивших крышу — генерал Николай Тараканов, по жизни весьма героическая личность.
  • Курчавый мужчина, инструктировавший солдат перед выходом на крышу — собирательный образ из Юрия Самойленко, командира группы дозиметристов, занимавшейся предварительной разведкой для определения участка работ, Виктора Голубева, отслеживавшего выходы солдат на экране и координировавшего их, и всё того же генерала Тараканова, который первым вышел на кровлю, чтобы понять, где будут работать его солдаты.
  • Софья Михайловна — Ангелина Константивновна Гуськова, врач-радиолог, лечившая пострадавших ещё во время аварии на заводе «Маяк».

Реальные события, так или иначе упомянутые в сюжетеправить

В хронологическом порядке:

  • Вертолёт, на самом деле разбившийся несколько позже — 2 октября 1986 года.
  • Мелочь, а приятно. Создатели вспомнили, что Припять эвакуировали в основном на жёлтых «Икарусах», снятых с городских маршрутов в Киеве, а область – на ЛАЗах с синими и красными полосками. Так и показывают.
  • История с погребением дедушки. По воспоминаниям Юрия Добренко, инструктора горкома комсомола, руководившего эвакуацией: «Какая у меня ещё была проблема? За три часа до эвакуации в моём микрорайоне умер человек. Старый человек, долго болел. Жила молодая семья, двое детей, этот дед жил с ними. А им надо эвакуироваться. Ну, решили вопрос — забрали его в морг. От медсанчасти оставались дежурные, они помогли, похоронили его».
  • Сброс обломков с крыши реактора людьми, относящийся к сентябрю-ноябрю 1986. Работа на крыше «Маши» (наиболее опасного участка) действительно влияла на психику, и могли сорваться даже те, кто вроде бы уже приобрёл опыт.
  • Во время побега Паша пробегает мимо танцующего на импровизированной сцене из двух кузовов фольклорного ансамбля. Самые ранние приезды актёров в ЧЗО для поддержания морального духа ликвидаторов датируются первыми числами июня или даже маем 1986 года.
  • Следующий значимый фоновый эпизод — отстрел собак. Первые отстрелы домашних животных, которых нельзя было взять с собой, потому что шерсть слишком хорошо набирала радиацию, проводились 27-29 апреля.
  • Собака в детском саду. По воспоминаниям радиобиолога Натальи Манзуровой, год прожила там, спя на одной определённой кровати — видимо, ребёнка, к которому была очень привязана. После того, как мебель из детсада вывезли ликвидаторы, перебралась в детскую больницу, где в 1988 году её нашли мёртвой.
  • В квартире Аля и Паша находят холодильник, забитый деликатесами. Директора магазинов, зная кое-что о положении в городе, приказали выбросить из-под прилавков дефицит, чтобы добро не пропадало, а народ 26-го радостно расхватал это, думая, что аттракцион неслыханной щедрости связан с предстоящими майскими праздниками.
  • Мельком упоминается Роберт Гейл и то, что в 6-й больнице в Москве за пострадавшими помогали ухаживать солдаты-срочники.
  • А также не забыли городские легенды: пьяницу, проспавшего эвакуацию. По версии фильма, набрался на свадьбе (в Припяти и в последний день были регистрации).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector