Обыкновенное чудо (фильм, 1978)

И ведь что интересно…

А что будет, если Медведь не поцелует Принцессу?

Хороший вопрос.

— А что будет, если Ева не откусит от яблока? Что-что. Будет неправильный Apple!- А что будет, если Люк не отправится на планету Дагоба? Энакин так и останется плохишом.

— А Крошка Енот так и не подружится с тем, кто сидит в пруду.

Это будет совсем другой мир, совсем другая история. И совершенно неправильные пчелы.

Так что поцелует. Но не сразу. Во второй серии.

Чему как бы учит нас фильм «Обыкновенное чудо»

Если что-то должно случиться — оно случится.
Любовь — страшная сила. Не стойте на пути у высоких чувств. А если встали — отойдите.

Отличная идея — обвинять в собственых несчастьях многочисленных родственников. Дядюшек и тетушек. Ну паразиты, вот, одно слово, паразиты, вот и все. Не себя же обвинять?!

И конечно, если вам ужасно хочется подслушать разговор — не бойтесь выйти из комнаты. Вы всегда можете подслушать у замочной скважины.

Медведь, Король, Принцесса и все-все-все

В 1978 году Марку Захарову предложили снять телевизионную сказку по мотивам пьесы Шварца. Сначала режиссер не очень воодушевился этой идеей, но потом решил попробовать воплотить ее в жизнь. В первую очередь для работы над фильмом были приглашены композиторы Геннадий Гладков и Юлий Ким, а уж потом Захаров занялся актерским кастингом.

В роли Медведя Марк Захаров видел Александра Збруева, но тот почему-то не согласился на предложение режиссера. Также сначала Марк Анатольевич сделал ставку на еще одного Александра — Курепова, но он выбрал отъезд во Францию, согласившись на предложение парижского театра «Комеди франсез». Тогда Захаров пригласил на пробы Александра Абдулова, заявившего: «Пробы-то я пройду, но в итоге в фильме все равно снимется Костолевский». В этот раз он ошибался.

Марк Захаров нисколько не сомневался, что сделал правильный выбор, потому что Абдулов очень ответственно подошел к созданию своего образа. И все трюки Александр выполнял самостоятельно. Правда, однажды такая бравада чуть не стоила ему потери здоровья, а возможно, даже и жизни. По сюжету Абдулов должен был на коне стремительно добраться до арки, зацепиться за нее, подтянуться и взобраться в окно. Артист вроде бы сделал все правильно, однако вовремя не вынул ноги из стремян, в результате чего конь протащил его волоком несколько метров. Другой от полученного стресса вообще бы отказался продолжать какие-либо действия, но Абдулов был сделан из другого теста. Он все же выполнил этот трюк второй раз без каких-либо эксцессов. Сейчас вообще трудно себе представить в роли Медведя кого-то другого.

На роль Принцессы пробовалось несколько известных актрис: Вера Глаголева, Лариса Удовиченко, Евгения Глушенко, Евгения Симонова, которую в итоге и утвердили. Правда, с Евгенией то и дело происходили странные истории. Однажды, когда один из эпизодов снимали в песчаном карьере с лужей на дне, она чуть не утонула в зыбучих песках. К счастью, актрису спасли пожарные, дежурившие в тот момент на съемках.

В фильме есть эпизод, когда актрисе нужно было стрелять в потолок, но она панически боялась пальбы. В одном из своих интервью Симонова рассказывала, как буквально вся труппа учила ее стрелять, дабы ни у кого не возникало лишнего стресса. Актриса все же справилась со своим страхом, не выронила пистолет, правда, в кадре все же видно, как она зажмурилась. Вот что значит актерский профессионализм.

На роль Короля утвердили Евгения Леонова. Рассказывают, что иногда Леонов приходил с невыученным текстом, но блестяще импровизировал по ходу действия. Все дело в том, что в тот момент он мечтал закончить съемки за 10 дней и отправиться в запланированный отпуск в Германию. В итоге он успел и то, и другое.

А вот сам Олег Янковский, утвержденный на роль волшебника, прямо перед съемочным периодом попал в реанимацию с сердечным приступом. И буквально на следующий день под окнами больницы появился Марк Захаров с пакетом апельсинов в руках. Янковский посоветовал режиссеру найти ему замену и продолжить съемки без него, на что Захаров ответил, что будет ждать ровно столько, сколько положено. Олега Янковского очень приободрили эти слова, и он быстро пошел на поправку.

Перед художниками-постановщиками стояла задача создать образ очень домашнего человека, который при этом является могущественным чародеем. Во многом на такой образ работает вязаный шерстяной свитер, который чародей носил поверх рубашки с кружевами, надетой поверх водолазки. Кстати, бороду Янковский специально не отращивал, ее волосинка за волосинкой наклеивали гримеры.

Ссылки по теме

«Обыкновенное чудо» на Википедии. Есть ссылка для просмотра на канале «Мосфильма».

Фильм на сайте кинотеатр.ру. В каментах назвали бессмысленной чушью. Я негодуэ!

«Обыкновенное чудо» на сайте Рускино. Обсуждают, пишут добрые слова. Обзывают шедевром.

Присмотреть на Озоне:

— DVD «Обыкновенное чудо»: продвинутое издание, полная реставрация; упрощенное издание.

— 5 DVD: Фильмы Марка Захарова. «Лабор ист ест ипсе волюмпас»!

— Книга. Е. Шварц.
Обыкновенное чудо. Твердый переплет.

— Книга. Евгений Шварц «Тень. Обыкновенное чудо». Пьесы.

— Audio CD. Г.Гладков. Обыкновенное чудо / 12 стульев. Отличные песни из отличных фильмов.

О короле

Евгений Леонов, игравший короля, поставил режиссера Марка Захарова в известность, что у него на всю работу крайне мало времени — всего 10 дней. А потом артист собирался отправиться в Германию — отпуск за границей случался у советских людей редко, даже у знаменитых. Так что жертвовать таким шансом актер не хотел. Поэтому сценарий Леонову учить приходилось прямо на съемочной площадке или импровизировать, опираясь на подсказки коллег.

На съемках артист очень помогал режиссеру. По словам Марка Анатольевича, Евгению Павловичу удивительным образом удавалось чувствовать кадр — представлять, как тот или иной момент будет в итоге выглядеть на пленке. Поэтому артист часто предлагал снять «актерский дубль», с некоторыми корректировками, который в итоге на экране смотрелся выигрышнее.

Только однажды Марку Захарову удалось обойти актера в чутье. Тогда снимали момент появления короля в оконном проеме — тот задерживался на мгновение, чтобы поприветствовать собравшихся на церемонию венчания. Режиссер настаивал, чтобы Леонов поднял руку — точно так, как в те годы делали партийные лидеры с трибуны мавзолея. Евгений Павлович заметил, что придется переснимать, — не одобрят.

Но в итоге худсовет все-таки пропустил этот эпизод без придирок. Хотя кинематографисты все-таки подстраховались — сняли дубль и без «партийного приветствия».

Момент из фильма

Декорации фильма

Поскольку кинокартина решена в жанре телевизионной сказки, то и декорации в ней условные, кстати, больше напоминающие театральные. Наверное, зритель заметил, в каких интерьерах живет Волшебник. Центральное место в его комнате занимает картина, изображающая большого грустного кота.

Можно предположить, что она относится к наивному искусству, целью которого было преобразить действительность, сделать мир добрее и ярче. Разве не к этому стремятся все волшебники? Неподалеку от этого полотна можно увидеть корабль и лестницу, ведущую вверх. Вот вам и еще деталь, достойная истинного чародея.

Кстати, в фильме фигурирует и одно любопытное полотно с изображением дракона, которого пытаются поймать с помощью сетей. Вообще, дракон

— один из самых загадочных персонажей в мифологии. Причем, восприятие его образа зависит от конкретной культуры. Например, в восточной мифологии дракон ассоциируется с мудростью и добром, а в западной, наоборот, — злом и разрушениями.

Восточные драконы обычно связаны с водой, они, как правило, обитают в водоемах. Людям такие существа не вредят, а обычно, наоборот, помогают. Например, могут вызывать дождь, чтобы он оросил рисовые поля. Особо почитаемы восточные драконы в Китае, Японии и Корее. Китайские мифологические существа со змеевидными телами, с рогами и длинной седой бородой обычно имеют необычные имена: Тяньлун, Лунван, Фуцанлун. Японские драконы похожи на ящериц с рогами. Корейские напоминают   китайских и обладают одним явным преимуществом перед своими собратьями — крыльями. Они могут летать, а кто не мечтает о такой возможности?

Западные драконы в отличие от своих восточных собратьев — более кровожадны. Считалось, что они похищают красивых девушек с целью сделать их своими женами. Как правило, все эти товарищи имели чешуйчатый гребень и дышали огнем. Делились на несколько разновидностей: виверны, линдвормы, амфиптеры, каждый из которых имел ряд особенностей. Кто-то жил на болотах, кто-то умел летать, кто-то охранял деревья.

А возможно, на рисунке изображен Левиафан? Считалось, что этот огнедышащий дракон не выступает ни на стороне зла, ни на стороне добра — он всего лишь за справедливость. Этому дракону подвластны все тайны Вселенной. Возможно, на гравюре Волшебника изображен именно Левиафан. Мол, его поймали в Сети, чтобы на земле не было справедливости. Хотя ее и так нет.

Почти все декоративные элементы фильма работают на атмосферу фильма — конечно же, атмосферу волшебства. Вообще магией пронизана вся лента, отчего она очень нравится зрителям.

О трюках

Александр Абдулов, исполнявший роль обращенного в юношу медведя, вызвался сниматься без дублера — решил трюки, которых в картине хватало, выполнить самостоятельно. Все шло неплохо до момента, когда артисту предстояло, скача на лошади, ухватиться за выступ арки и, подтянувшись, влезть в окно.

Актер на полном скаку за арку уцепился, а вот ноги из стремян вытащить забыл. Упавшего и запутавшегося в лошадиной амуниции артиста животное несколько метров волоком протащило по земле. К счастью, обошлось без травм. А на последовавшее от Захарова предложение взять дублера Абдулов ответил отказом. Немного передохнул и повторил трюк. На этот раз — как надо.

А теперь — цитаты

―О принцессе вы не подумали?―Ничего, влюбляться полезно.

―Бедная влюбленная девушка поцелует юношу и он превратится в дикого зверя?―Дело житейское.―Да, но потом он убежит в лес!―Бывает, убегают.

―Добрый день. Я король, дорогие мои.

―Должен предупредить гости мы беспокойные. Я страшный человек.―Да?―Да. Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен.

―Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и все.

―Не угодно ли Вам умыться с дороги, сударыня?―Но у нас же нет мыла!―Я дам вам все, что потребуется. И сколько угодно горячей воды.―Горячей воды?! Она святая!

―Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны. Я чертовски привлекателен.―Чего зря время терять?―В полночь. Жду.

―Вы негодяй.―Да. А кто нынче хорош?

―Ну, как? Придете?―И не подумаю. А еще пожалуюсь мужу, и он превратит вас в крысу.―А кто у нас муж?―Волшебник.―Предупреждать надо.

―Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками.―Приготовьте посуду, тарелки, я буду все это бить.―Уберите хлеб из овина. Я подожгу овин.

―Принцесса! Это вы? Какое счастье! Зачем вы здесь?―3 дня я гналась за вами. Да! Чтобы сказать, как вы мне безразличны!

―Сейчас опять начнет казнить. Кхе-кхе. Господи, я так простужен! Нет работы вредней придворной.―Да.―Эй, вы там! Плаху, Палача и рюмку водки! Водку мне, остальное ему! Живо!

―Потерял сознание, остались только чувства тонкие, едва определимые. То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь.

―Как почетный Святой, почетный Великомученик, почетный Папа Римский нашего Королевства, приступаю к таинству обряда.

―Да, я взбунтовался! Я взбунтовался! И Вы вовсе не величайший из королей! А всего лишь выдающийся, да и только!―Ой…

―Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец.―  Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны.

Смысла фильма «Обыкновенное чудо»

Мудрая, искренняя, живая кинолента вызывает бурю эмоций. Режиссёр Марк Захаров создал настоящий шедевр. Про картину можно говорить и говорить, находя все новые грани невероятной истории. Некоторые фразы и цитаты из фильма стали крылатыми. Как и добрый волшебник, режиссёр подарил людям волшебство, которое было им так необходимо. «Обыкновенное чудо» — кинокартина для тех взрослых, кто мечтает о романтических приключениях, всепоглощающей любви, настоящем счастье.

Актёры в фильме подобраны идеально, каждый персонаж находится на своём месте. Герои — не совсем сказочные действующие лица. Им также свойственны цинизм, коварство, ирония. Но вместе с тем каждый персонаж искреннее в своих мотивах

Обаятельные герои притягивают внимание, за ними хочется наблюдать, следить за развитием событий. Даже король, который произносит неприятные грубые слова, вызывает на лицах зрителей улыбку

Олег Янковский сыграл в фильме волшебника так, как умеет только он. Его персонаж устал от жизни. Вокруг лишь скука и серость. Но волшебник придумал для себя необычное занятие. Он манипулирует людьми, играет их мыслями и чувствами. Александр Абдулов в образе медведя покорил большинство зрителей. Романтичный персонаж своим примером показал, что в жизни есть место доброте и искренности. Самовлюбленный министр, которого сыграл Андрей Миронов, не вызывает неприязни. Несмотря на высокомерие, персонаж притягивает взгляды публики. О наполненных, ярких, многогранных героях можно говорить часами. Актёрская игра на высоте. Режиссеру было не безразлично, кто будет исполнять роли в этой истории.

Настоящим украшением кинокартины стала песенка про бабочку. Трудно найти человека, который бы не слышал веселую мелодию, хотя фильм «Обыкновенное чудо» смотрел не каждый. Собирательные образы героев заставляют зрителей поверить в то, что так к персонажи есть и в нашей жизни. Режиссёр тонко и не навязчиво показал людские пороки, которые иногда мы просто не замечаем. Хотя эта история со светлым финалом, после себя она оставляет долгое послевкусие. И тут есть над чем задуматься. Почему люди разучились мечтать? Почему мы больше не верим в волшебство и магию? Вопросы, которые не принято обсуждать, ведь ты можешь показаться глупым и нелепым.

Романтика, жажда приключений, искренние чувства должны прочно войти в нашу жизнь. Однако многие на первое место ставят положение в обществе, материальный достаток, статус. Но от этого возникает дисгармония в душе. Каждодневные дела, обязанности, домашний быт будут всегда. Но серые повседневные будни можно скрасить весёлыми моментами и радостными событиями. Любовь — то, ради чего стоит совершать безумные поступки и идти против течения. Главное, мы должны находиться в гармонии с самим собой. Иначе все наши начинания и планы обречены на провал.

Смысл фильма «Обыкновенное чудо» также заключается в том, чтобы каждый зритель понял, что человек рождён для того, чтобы стать счастливым. На меньшее соглашаться не стоит. В жизни нас не всегда будут окружать исключительно алчные злые люди, которые идут по головам и действуют только в своих интересах. Есть и те, которым можно доверять, которые способны протянуть руку помощи в нужный момент. Кинокартину можно назвать невероятным чудом, заставляющим поверить зрителей в себя и свои силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector