Как сложилась судьба дочери леонида гайдая и нины гребешковой, которая выбрала профессию, очень далекую от сцены
Содержание:
Фильмы
Сниматься в кино Нина Гребешкова начала уже на первом курсе. Ее дебют — эпизод в картине «Смелые люди», где она сыграла девочку с куклой. После показа фильма весь переулок Гагаринский, где жила Нина Гребешкова, считал ее кинозвездой. Так началась творческая биография артистки. В начале 50-х последовали эпизодические роли в комедии «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».
На третьем курсе актрису пригласили на съемки в Ленинград. Она сыграла Галю Богачеву в фильме «Честь товарища» — экранизации произведения Бориса Изюмского «Алые погоны». А дальше — закружилось-завертелось.
В 50-е годы Нина Гребешкова стала любимицей миллионов советских зрителей. Сначала она играла школьниц: ее невысокий рост (155 см) способствовал этому амплуа. Затем появлялась на экране в образах мам и учителей. Ей повезло сняться у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме «Испытание верности», где сыграли также Сергей Ромоданов, Марина Ладынина.
В послужном списке Нины Павловны числятся и фильм о комсомольцах «Беспокойная весна», и драма о казахской революционерке «Ботагоз». В начале карьеры фильмография Гребешковой пополнилась ролями в детском фильме-сказке «Звездный мальчик» и военной драме «Девочка ищет отца».
Нина Гребешкова в фильме «Девочка ищет отца»
В молодости актриса получала роли в комедиях, драмах, мелодрамах, детских и военных фильмах, но запомнилась яркими эпизодами в комедиях Гайдая. Первым фильмом режиссера, в котором снялась Гребешкова, стала киноповесть «Трижды воскресший» о судьбе небольшого парохода «Орленок». Картина не получила всесоюзной популярности, но стала хорошей школой для режиссера.
Настоящий успех начался с «Кавказской пленницы». Гайдай предложил Нине Павловне сняться в комедии — та, не задумываясь, поехала с ним на съемки в Крым. Для этого Гребешковой пришлось отказаться от другого заманчивого предложения. В «Кавказской пленнице» Гребешкова появилась в образе медсестры из психбольницы. После этого актриса появлялась почти во всех картинах Леонида Гайдая и Георгия Данелии.
Многие картины с участием актрисы ушли в прошлое, не выдержав испытания временем, а «Бриллиантовая рука», в которой Гребешкова сыграла центральную роль, зрители с удовольствием смотрят и сегодня. Интересно, что после показа киноленты публика пребывала уверенности, что Юрий Никулин и его экранная жена — супруги в жизни, и появление Нины Павловны вместе с Гайдаем воспринималось зрителями как предательство.
Популярностью пользовалась еще одна комедия постановщика, «Не может быть!», по произведениям Михаила Зощенко. Киноальманах, в первой новелле которого сыграла Нина Павловна, в 1976 году занял второе место по количеству просмотров, собрав в кинотеатрах 50,9 млн зрителей.
Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука»
Единственным фильмом Леонида Гайдая, в который не попала Нина Гребешкова, стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Но именно актрисе публика обязана появлением картины. Режиссер хотел снять киноленту в серьезном жанре и для этого рассматривал произведение Михаила Булгакова «Бег». Однажды супружеская пара попала на спектакль по пьесе писателя «Иван Васильевич», и Нина Павловна предложила использовать этот сюжет для следующего проекта мужа.
В 1982 году Нина Гребешкова снялась в самом кассовом фильме сезона — «Спортлото-82», который в СССР посмотрели 55 млн зрителей. Жене Леонида Гайдая досталась роль Клавдии Антоновны, тети главного героя. Кинолента была снята по госзаказу: необходимо было спасать положение рекламой, так как после Олимпиады резко упала выручка государственной лотереи.
Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была последней совместной работой супругов, при этом артистка появилась на экране эпизодически, а в титрах картины не было даже указано ее имя.
Нина Гребешкова и Вячеслав Невинный в фильме «Не может быть!»
Актриса и сейчас появляется на экране в эпизодах — говорит, что ей не привыкать. По мнению Нины Павловны, маленькую роль сыграть намного сложнее, чем кажется, ведь в одном-двух предложениях нужно раскрыть характер героя, показать личность. Среди работ актрисы 2000-х годов — сериал «Каменская-2», мелодрама «Победитель».
В 2016 году с участием актрисы вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Нина Гребешкова исполнила роль пожилой пассажирки самолета. В России кинокартину посмотрело более 5 миллионов зрителей, при этом создатели собрали $ 22 млн.
В год своего 90-летия Гребешкова появилась в актерском составе драматического сериала «Содержанки-2». На этот раз на экране Нина Павловна предстала в образе старушки, сидящей на скамейке.
Биография
Леонид Иович Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободном (ныне Амурской области России).
В том же году семья перебралась в Читу, затем — в Иркутск, где проживала в железнодорожном посёлке Глазкове.
Учился в Иркутской железнодорожной школе № 42 (ныне Лицей № 36 ОАО «РЖД»), которую окончил 21 июня 1941 года, а 23 июня 1941 года пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Устроился рабочим сцены в Иркутский драматический театр, где в это время прибыл в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли.
Леонид Гайдай. Иркутск, 1941 год
Участвовал в войне. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, затем был направлен на Калининский фронт, в разведку. 14 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх немцев, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.1942 по 1263 стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии). Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого был признан непригодным к дальнейшему несению военной службы и направлен в госпиталь.
С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение в эвакогоспитале № 1386 в Иванове, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево).
В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский драматический театр имени Н. П. Охлопкова), где работал осветителем, актёром.
В 1949—1955 годах учился на режиссёрском факультете ВГИКа в Москве.
С 1955 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».
В 1956 году вышел первый фильм режиссёра — «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко совместно с В. Невзоровым.
В 1958 году на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Л. Гайдай был практически отстранён от режиссёрской работы.
Лишь в 1960 году, после выпуска идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором режиссёр сам позже никогда не упоминал), его «простили».
Дальше были короткометражные фильмы 1961 года — «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус — Балбес — Бывалый. На следующий год Л. Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри в рамках своего фильма «Деловые люди».
Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, так же, как и следующие два фильма — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 года) и «Бриллиантовая рука» (1968 года).
Памятник Леониду Гайдаю в г. Свободном
Эксцентрическая комедия режиссёра — «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей, за которую он был награждён Призом РТР «Золотой билет» посмертно.
В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко и Николая Гоголя.
В 1981—1988 годах снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Тогда же на экраны вышло несколько новых картин. Для зрителей они были менее заметны, нежели раннее творчество режиссёра.
Последней работой стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», вышедший в 1992 году.
Сценарии к своим фильмам писал совместно с Яковом Костюковским, Морисом Слободским, Владленом Бахновым, Романом Фурманом, Аркадием Ининым и другими. Член Союза кинематографистов СССР.
Леонид Гайдай скончался вечером 19 ноября 1993 года, на 71-м году жизни, в московской больнице в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Семья
Александр, Августина и Леонид Гайдай, 1920-е годы
- Отец — Иов Исидорович Гайдай (1886—1965), железнодорожный служащий, уроженец хутора Ореховщина на Полтавщине. Происходил из крестьян.
- Мать — Мария Ивановна Гайдай (в девичестве — Любимова), родом из Рязанской области.
- Брат — Александр Иович Гайдай (1919—1994), журналист и поэт.
- Сестра — Августа (1921)
- Жена — Нина Павловна Гребешкова (род. 1930), актриса, заслуженная артистка России (2001), 40 лет прожили вместе.
Главная роль – супруга Гайдая
Кто знает, как сложилась бы дальнейшая актерская судьба Нины Гребешковой, которой покровительствовал сам Иван Пырьев. Но молодая жена предпочла оставаться в тени гения супруга, хотя и принимала приглашения на съемки в самых разных проектах. Все же главной своей миссией она считала заботу о муже, поскольку тот был совершенно не приспособлен ни к каким бытовым делам. Леонид Гайдай и Нина Гребешкова. Больше, чем любовь Обустройством квартиры и всеми хозяйственными делами занималась Нина. После рождения ребенка она сама выходила гулять с коляской, поскольку с этой просьбой просто немыслимо было подойти к Лене, сочиняющему с друзьями-сценаристами очередную нетленку. Гребешкова научилась забивать гвозди, ремонтировать сломанные приборы, вкручивать лампочки. Однажды Нина даже соорудила из вязальных спиц зажигалку для плиты, поскольку спички заканчивались в доме постоянно — Гайдай много курил.
Нина Гребешкова и Леонид Гайдай
Когда у супругов появился автомобиль, им тоже занималась Нина. Она умела самостоятельно перебирать тормозные колодки, проверять свечи, поменять масло. Гайдай гордился женой, но, в отличие от многих режиссеров, он не давал Нине главных ролей
Однако Нина Гребешкова довольно часто появлялась в фильмах Гайдая. Первой их совместной работой стала картина по сценарию Александра Галича «Трижды воскресший» (1960), в котором Гребешкова сыграла директора школы Зою Николаевну. Несмотря на то, что в съемках приняли участие известные в то время актеры, Алла Ларионова, Наталья Медведева и Всеволод Санаев, картина не снискала особой популярности.
Нина Гребешкова в фильме «Трижды воскресший»
Когда режиссер приступил к съемкам «Кавказской пленницы» (1967), Гребешковой предложили главную роль в фильме. В это же время у Леонида открылась язва, и Нина отказалась от участия в картине, чтобы быть рядом с мужем и готовить ему диетическую еду. Тогда коллеги Гайдая предложили ему придумать для жены хотя бы небольшую роль. Так в сюжете появилась врач-психиатр, которую с блеском воплотила Гребешкова.
Нина Гребешкова в фильме «Кавказская пленница»
В 1969 году Нина появилась в «Бриллиантовой руке». Она очень хотела сыграть домоуправа, но Гайдай отдал эту роль Нонне Мордюковой, и Гребешкова воплотила роль жены главного героя. Удачными были и созданные ею образы жен в фильмах «12 стульев» (1971) и «Не может быть!» (1975). Единственным шедевром Гайдая, в котором не было Гребешковой, были «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Нина Гребешкова и Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке»
Гребешкова и Гайдай прожили в творческом и семейном тандеме ровно сорок лет. В 70 лет режиссер умер на руках жены от тромбоэмболии легочной артерии. Но для Нины Павловны ее уникальный, единственный в своем роде муж жив и сейчас. Воспоминаниями о нем наполнены все интервью актрисы, которая так и не привыкла рассказывать о себе отдельно от мужа-гения. Интервью с Ниной Гребешковой Несмотря на почтенный возраст, Гребешкова продолжает сниматься в кино, не отказываясь даже от маленьких ролей. Зрители увидели замечательную игру актрисы в телесериалах «Каменская» (по романам Александры Марининой) в 2002 году, «Виола Тараканова» (2004) и «Даша Васильева» (по детективам Дарьи Донцовой).
Нина Гребешкова в фильме «Экипаж»
Также в 2008 году Гребешкова появилась в мелодраме Альгиса Арлаускаса «Победитель», а позже сыграла бабу Сашу в «Легенде №17» (2013). Кроме того, Гребешкова сыграла пассажирку бизнес-класса в картине-катастрофе «Экипаж» в 2021.
Личная жизнь
Нина Гребешкова прожила в браке с Леонидом Гайдаем более 40 лет. Личная жизнь актрисы и кинорежиссера сложилась счастливо. Молодые люди познакомились во ВГИКе. Леонид сразу заметил маленькую хохотушку, но не думал, что Нина станет музой на всю жизнь. Гайдай был старше Гребешковой на восемь лет, прошел войну, был ранен в ногу. Страстью Леонида в то время было кино, но в актрисе молодого режиссера покорили искренность и простота, неиссякаемый оптимизм.
Однажды Гребешкова сделала замечание Леониду Гайдаю по поводу грязной рубашки. Мужчина, тронутый такой заботой, признался девушке в любви. Нина шутливо сказала: «Большая разница в росте, плохо будем смотреться вместе». Но вскоре пара расписалась.
Свадьбу отпраздновали скромно. Молодожены поселились в небольшой комнате у родителей Нины Гребешковой. Актриса с первых дней поняла, что живет с гением, и приняла это. В первую очередь девушка стала заботливой женой режиссера, а уже затем актрисой. Через несколько лет супруги переехали в собственную трехкомнатную квартиру. Бытом занималась Гребешкова: Нина Павловна признается, что забивать гвозди и менять лампочки приходилось самой.
Нина Гребешкова с дочерью Оксаной
У Нины Гребешковой и Леонида Гайдая разные характеры. Режиссер предпочитал одиночество, а актриса — общество, к тому же Леонид Ивович не хотел детей. Когда Нина Павловна забеременела, муж обрадовался. В единственной дочери Оксане мастер души не чаял, но жене сказал, что больше детей не будет. Нина Павловна мечтала родить трех-четырех малышей, но смирилась с решением супруга. Гайдай всю жизнь оставался большим ребенком для Нины Павловны.
После окончания школы Оксана поступила в экономический вуз и, будучи студенткой, вышла замуж. Получив высшее образование, девушка сделала профессиональную карьеру в банковской сфере. В семье дочери Гайдая и Гребешковой тоже родилась дочь, Ольга Худякова. Внучка знаменитой кинематографической пары пошла по стопам матери и получила экономическое образование.
В 70 лет режиссер заболел: врачи диагностировали отек легкого. Нина Гребешкова постоянно дежурила в палате мужа. В один момент Леонид Ивович перестал дышать и умер на руках любимой супруги. Актриса говорит, что для нее Гайдай все еще жив, просто вышел ненадолго.
Воспитание
Оксана Гайдай росла не по возрасту развитой, очень умной и любознательной девочкой. Родители всячески развивали ее способности. Позже она часто вспоминала, насколько были интересными ее детские годы, какая теплая атмосфера царила в их семье. Леонид Ивович очень любил читать дочери вслух различные смешные рассказы. При этом его интонации были неподражаемы. Девочка хохотала до колик в животе. Ей особенно запомнились чтения рассказов Джерома или Даррела о диком мире. Несмотря на большую занятость родителей, Оксана, в отличие от детей других киношников, сегодня вспоминает, что у них была очень нормальная семья. Так, в ее памяти сохранились эпизоды их походов в зоопарк, цирк и т. д. Отец никогда с ней не сюсюкал, а обращался как со взрослой. Она рано научилась писать, читать, прекрасно декламировала стихи, а еще умела очень по-взрослому рассуждать. Оксана, сегодня, конечно же, понимает, что большинство бытовых проблем в семье лежали на плечах мамы. Но та нисколько не показывала, что ей это в тягость, и занималась всем с удовольствием. И все же Оксана Гайдай сегодня понимает, что ее маме — представительнице творческой профессии — не могло все это быть не в тягость. И вообще, пожалуй, самой характерной чертой Нины Павловны была заботливость. Она в первую очередь думала обо всех близких и родных: о своей матери, братьях, о муже и дочери, потом уже о зяте и внучке, когда та появилась на свет. Одним словом, она была человеком-донором, отдающей по натуре.
ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ
За Ниной Гребешковой ухаживал Владимир Иванов Главная встреча в жизни Нины Гребешковой произошла в стенах вуза. Студентке было 17, а Леонид Гайдай хоть и учился с ней на одном курсе, но уже успел побывать на фронте и получить тяжелое ранение в ногу, мучившее его до конца дней.
«Такой серьезный, высокий, худой, в очках, — описывала режиссера артистка. — К тому же староста курса, сталинский стипендиат. Доброжелательный и при этом без столичного лоска. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась. Вот репетируем: сижу спиной к двери. Ребята заходят — один, второй. Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай — я чувствую его просто кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь был старше на восемь лет, прошел войну».
не пропуститеЛеонид Гайдай: феномен успеха и конфликты с актерами
Тогда Гребешкова не стремилась выйти замуж. Поклонников у нее было хоть отбавляй: и четверокурсник Владимир Иванов, сыгравший Олега Кошевого в «Молодой гвардии», и взрослый летчик. При этом у артистки оставались твердые моральные принципы — в процессе репетиций спектакля Гайдай узнал, что девушка даже никогда не целовалась. Однажды Нина Павловна разговорилась с режиссером, а тот вызвался проводить ее до дома. С тех пор они гуляли вдвоем до ночи, беседуя обо всем на свете.
Главным мужчиной в жизни Нины Гребешковой был Леонид Гайдай Предложение однокурсника Нина Павловна восприняла как шутку. Однако на следующий день Гайдай возмутился, что подруга не взяла с собой паспорт — как же роспись? Актриса пожала плечами и пообещала принести документы.
Долгое время большинство знакомых не подозревали, что студенты поженились. Свадьба прошла скромно: праздновали с ближайшими друзьями в коммунальной квартире. Но был ли союз счастливым?
«Леня оказался очень ревнивым. Я это чувствовала. Я говорливая, а он молчун, всегда слушал. И если видел, что у кого-то ко мне явный интерес, то молча переживал. Сам же был очень обязательным человеком, очень порядочным. Изменял ли он мне? Мне это было неинтересно, — уверяла Нина Павловна. — И ему, думаю, тоже. Хотя он был очень увлекающимся. Любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала. Пользовался ли он этим — не знаю».
Леонида Гайдая окружали красивые актрисы, но жена не ревновала
Супруги были очень разными, но прожили вместе 40 лет. Гребешкова гордилась репутацией идеальной заботливой жены: варила избраннику, у которого часто обострялась язва желудка, супы, готовила костюмы, сопровождала его на съемках. В 1957-м у пары появилась на свет дочь Оксана, и, хотя ранее Гайдай уверял, что не хотел детей, в наследнице он души не чаял.
В 70 лет Леонид Иович серьезно заболел: у него диагностировали отек легкого. 9 ноября 1993-го режиссер умер на руках у жены от закупорки артерии. С того момента жизнь Гребешковой разделилась на «до» и «после», и только теплые воспоминания помогали ей двигаться дальше.
Найяскравіше з дитячих спогадів
Напевно кожен скаже, що кращої, вірніше самоїпопулярною і улюбленою з комедій Гайдая, є «Кавказька полонянка». Дочка Гайдая Оксана (фото дивіться тут же) вирушила до Алушти разом зі своїми батьками. До речі, в картині одну з жінок-лікарів, які приїхали за Шуриком, грає Ніна Гребешкова. Незважаючи на те що батько не була проти участі дочки в своїх картинах, дівчинка до цього зовсім не прагнула. І Леоніду Іовичу, який бачив в ній потенціал актриси, часом доводилося її вмовляти знятися в якомусь епізоді. Єдиний фільм, в якому взяла участь їх все сімейство, була картина «В дорозі». Оксана зіграла роль трирічного хлопчика. Природно, її тоді ніхто і не питав про згоду. Але в подальшому, коли батько пропонував продовжити освіти у ВДІКу або «Щуку», дівчина твердо заявила йому, що не бажає бути актрисою і сидячи біля телефону чекати дзвінка якогось режисера, що пропонує їй знятися в своєму фільмі. Їй потрібна була серйозна і стабільна робота, і вона вирішила йти своїм власним шляхом.
Телевидение
В 2015 году съемочная группа и дизайнеры передачи «Идеальный ремонт» побывали на загородном участке у заслуженной артистки РФ. После работы мастеров дача преобразилась и стала пригодной для круглогодичного пребывания.
В июле 2017 года телевизионщики вновь заглянули к Нине Гребешковой на приусадебный участок. На этот раз к работе были привлечены ландшафтные дизайнеры, которые преобразили придомовую территорию, построив на участке летнюю беседку и разбив французский сад. После знакомства с результатом работы мастеров актриса была приятно удивлена.
Нина Гребешкова и ее муж Леонид Гайдай
В 2016 году Гребешкова появилась в документальном фильме «Я без тебя пропаду», где подробно описала детали совместного быта с режиссером. Артистка не скрывает, что все вопросы обыденной жизни она решала сама, гонорары у мужа появлялись раз в два-три года и уходили на крупные покупки. Однажды актриса не выдержала и объявила супругу о расставании. Гайдай воскликнул, что пропадает без жены. Больше этот вопрос ни разу не поднимался. В фильме дали интервью дочь и внучка Нины Павловны, были показаны редкие фото из семейного архива.
Нина Гребешкова прокомментировала признание Натальи Варлей о домогательствах со стороны Гайдая, которые звезда «Кавказской пленницы» сделала в своей книге «Канатоходка. Автобиография». Неловкая ситуация произошла на съемках комедии, но не привела к серьезным последствиям, за исключением одного: практически всю роль Варлей озвучила Надежда Румянцева.
Нина Павловна назвала эти воспоминания полной чушью и предположила, что Наталья Владимировна испытывает гормональный сбой в связи с возрастом.
Театр и первые фильмы
По окончании учебы фронтовика Гайдая приняли в местную труппу. Первые его роли ограничивались знаменитым «кушать подано», но вскоре его ввели в постановку «Молодой гвардии» по роману Александра Фадеева. После блестящего исполнения роли Ивана Земнухова о Гайдае заговорила местная пресса.
Леонид Гайдай в молодости
Однако, несмотря на успех, начинающий актер понимал, что на его фактуру ролей наберется немного, поэтому решил развиваться в режиссуре. Именно в Иркутском драмтеатре, его альма-матер, состоялся первый режиссерский опыт Гайдая — Леонид поставил сцену с дракой в спектакле «Госпожа министерша». Леонид вспоминал, как эта работа повлияла на его дальнейшую карьеру: Во ВГИК Леонид Гайдай поступил в 1949 году. По воспоминаниям, студент-фронтовик отличался от своих сокурсников не только актерским талантом, но и какой-то особенной внутренней сосредоточенностью. Еще во время учебы Гайдай начал работать режиссером-практикантом у своего учителя Бориса Барнета. У него же состоялся актерский дебют Гайдая в кинофильме «Ляна», где ему досталась роль Алексея.
Первая роль Леонида Гайдая в кино («Ляна»)
По окончании ВГИКа, в 1955 году, Гайдай стал режиссером «Мосфильма» и снял совместно с Валентином Невзоровым первую картину «Долгий путь» по мотивам рассказов Владимира Короленко. Увидев эту работу, знаменитый режиссер Михаил Ромм посоветовал Леониду заняться комедийным жанром.
Долгий путь, первый фильм Гайдая, вышел в 1956
Через год Гайдай приступил к съемкам сатирической комедии «Жених с того света» (1958), где впервые познакомился с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным, которого позднее будет снимать практически во всех своих фильмах. Картина была жестко раскритикована представителями министерства культуры и сокращена почти наполовину – в ней осталось 48 минут хронометража. Все из-за того, что фильм нещадно высмеивал советский бюрократизм – главный герой пытается доказать, что умер не он, а человек, укравший его бумажник, но доказать чиновникам свое существование у него не получается.
Кадр из фильма «Жених с того света»
Режиссеру перестали давать сценарии для съемок, но тут на его защиту встал режиссер и лауреат шести Сталинских премий Иван Пырьев, которому Гайдай очень нравился. С его помощью Гайдаю удалось продолжить деятельность, и в 1960 году он снял драматическую картину «Трижды воскресший». Однако и она не имела успеха в широком прокате.
Карьера
В 1948 первокурсницу отправили в Киев, где снимался фильм «Смелые люди». Ей было горько видеть некогда величественный город в руинах, еще не восстановившимся после войны, а вот процесс съемок привел начинающую актрису в состояние эйфории. И хотя она лишь промелькнула на экране в роли подруги героини и не была упомянута в титрах, соседи после выхода фильма стали считать ее звездой.
Интересно: Ольга Куриленко
За несколькими эпизодическими ролями последовали более серьезные предложения, из-за плотного графика съемок студентка даже завалила один из экзаменов, и Герасимов грозил ей отчислением.
Нина Гребешкова снялась во многих комедиях мужа
На выпускном курсе Иван Пырьев пригласил девушку на роль Вари Лутониной в мелодраму «Испытание верности», и эта картина принесла вчерашней студентке широкую известность.
Интересно, что Гребешкова, наслышанная о грозном характере режиссера (который, кстати, был наставником ее мужа) очень переживала перед просмотром. Но тот успокоил миниатюрную девушку, дрожавшую от страха, и во время съемок никогда ее не обижал, даже если злился, сдерживался.
Кадр из ленты «Не может быть»
В том же 1954 Нина Павловна стала актрисой Театра-студии киноактера, в труппу которого входила до 1990. Она снималась в фильмах различных жанров – мелодрамах, драмах, лентах для детей. Но знаменитой ее сделало участие в комедиях Гайдая и Данелии. В последние годы актриса охотно принимает приглашения сняться в сериалах, даже в небольших ролях. Ей хорошо удается раскрыть характер героя, который появляется только в коротких эпизодах. Помимо съемок в художественных фильмах на счету Нины Павловны:
- озвучивание 14 зарубежных фильмов;
- участие в 15 документальных проектах.
В 2001 ей было присвоено звание заслуженной артистки РФ.
Кадр из фильма «Фото моей девушки», 2007 год
Поворот
Трижды воскресший (1960)
Тем временем Герасимову, на курсе которого Нина училась во ВГИКе, пришлось констатировать: из-за съемок студентка не успевает учиться, проваливает экзамены. Он поставил условие: «Или сниматься, или заниматься!». Отказаться от ролей она уже не могла. Пришлось переходить в другую мастерскую.
Но именно этот шаг и оказался решающим. У нового мастера она плотнее познакомилась со студентом режиссерского отделения Леней Гайдаем. Сначала их дружба была связана только с учебой. Потерпев неудачу в мастерской такого мэтра, как Герасимов, Нина очень волновалась перед своей дипломной работой. А Гайдай вызвался помочь все точно отрепетировать.
Засиживались до позднего вечера, а потом Леня шел провожать Нину. Только спустя несколько лет он признается, что не успевал на последний троллейбус и несколько раз ночевал на вокзале. Но девушку продолжал провожать.
Актриса вспоминает: однажды во время такой прогулки он как будто случайно выпалил — давай поженимся! Она посмеялась — это же абсурд. В любви друг другу не признавались, к тому же Гребешкова сильно волновалась, как же они будут смотреться вместе? Он ведь очень высокий, а она совсем кроха! Но на следующий день оба принесли паспорта, а после занятий действительно отправились в ЗАГС.
Большая роль
Свою супругу Гайдай в благодарность снимал часто. Но главных ролей ей не давал — считал, что неэтично «продвигать» жену. Будучи председателем тарификационной комиссии, даже вычеркивал ее из списков на звания — неудобно: коллеги скажут — мол, все понятно, дал звание жене. Как-то, готовясь к съемкам «Кавказской пленницы», он «порадовал» супругу заявлением: «У тебя будет большая роль». Это, как оказалось, была крохотная роль врача-психиатра, запомнившаяся зрителям по очередной крылатой фразе: «А где у нас Наполеон?».
Впрочем, красавиц в его картинах, как известно, и так целая россыпь. «Он любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей… И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала, — вспоминала Гребешкова. — Он очень любил красивых женщин. Но издалека — из-за своей застенчивости».
При этом единственными женщинами в жизни Гайдая оставались его супруга и дочь Оксана, которая родилась в 1957 году. «Незадолго до своего ухода Леня сказал: «Знаешь, Нинок, я очень перед тобой виноват». Я напряглась: ну, думаю, сейчас начнет поверять мне какие-то свои мужские истории, а мне они совсем неинтересны. Но он заговорил о другом: «Я ведь не сделал для тебя ни одной картины», — рассказывала Нина Павловна.
Гайдая не стало в 1993 году. Он умер в больнице от тромба в легочной артерии на руках у жены. «Я рада, что Леня ушел первым, — призналась Нина Гребешкова. — Если было бы наоборот, он бы не справился. Для меня он не умер, а просто вышел на минутку…»