Дождавшаяся счастья. любовь и разочарования ольги остроумовой

Карьера: студенчество-кино-театр

Семидесятые годы. Проснувшись на утро после выхода картины «Доживем до понедельника», студентка Остроумова как всегда села в троллейбус и поехала на занятия. Никакой славы или признаков знаменитости она не ощущала. Зато талантливую игру девушки заметили не только зрители, но и режиссеры. Последующее после фильма десятилетие Ольга Остроумова – самая востребованная актриса в кино. Роли, которые она с кажущейся легкостью получала, потрясают своей жизненностью, искренностью, глубиной.


Ольга Остроумова в фильме «Доживем до понедельника»

Нюра из новеллы «Сталинград – 1929 год», вошедшей в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви» – ее вторая роль. Дебютировали в фильме вместе с «опытной» Остроумовой Леонид Филатов и Наталья Егорова. Затем была картина «Город в огне» об осаде Севастополя фашистами и снова – Станислав Ростоцкий, решивший снимать одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие». Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие» Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала словно родной многим людям, прошедшим войну. Остроумова вместе с партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальным творческим коллективом создали на экране поистине потрясающую картину, которую даже номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и удостоили Государственной премии.


Ольга Остроумова исполнила роль Жени Комельковой

Образ Мани Поливановой, созданный Остроумовой на экране, еще одна глубокая и жизненная роль актрисы. Любовь к женатому мужчине, пронесенная сквозь годы, пережившая войну и потери, тема, которую в Советском Союзе не приветствовали, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам оставалось лишь признать, что секс в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки в дилогии принесли Остроумовой неоценимый опыт работы с такими актерами как Евгений Матвеев, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов, Зинаида Кириенко, а также заслуженную Государственную премию.


Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная»

Восьмидесятые годы. После бешеного успеха в карьере актрисы наступило некоторое затишье – вплоть до фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Именно эта картина помогла ей получить роль Анфисы в спектакле Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила задействовать Ольгу в постановке спектакля, хотя на эту роль претендовали и более зрелые актрисы.

В восьмидесятых Остроумова также снималась, хоть и в менее популярных, но интересных картинах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск по ранению», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял криминальную драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но картина не произвела на зрителей того сильного впечатления, которое осталось после «Любви земной» и «Судьбы».

Ольга Остроумова в фильме «Чаша терпения» Девяностые годы. Совсем мало достойных таланта Остроумовой ролей стало в лихие девяностые. К счастью, актриса была задействована в лучших спектаклях театра им. Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Из фильмов этого периода можно отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», где актриса играет Екатерину Семеновну. Съемки приносили ей удовольствие от общения с такими замечательными актерами как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова, Леонид Кулагин.


Ольга Остроумова в фильме «АдмиралЪ»

Двухтысячные. Все чаще Ольга Остроумова снималась в документальном кино, посвященном ушедшим актерам. Из художественных картин можно о, где она сыграла маму беспутного Андрея Жданова (Григорий Антипенко), монументальное полотно «Адмирал» (роль матери Софьи Колчак Дарьи Омировой/Каменской), сериал «Папа для Софии» (Марина Александровна).

Ольга Остроумова сейчас

Отметив семидесятилетний юбилей в 2020 году, актриса все так же служит в театре, но главной своей заботой считает семью: мужа, детей, внуков. Что касается съемок в кино, актриса призналась в одном из интервью, что терзается мыслями о том, что исчерпала свой талант, отпущенный Богом. Но, как и в юности, сомнения эти развеяло мнение более старшей, 88-летней подруги: «Оля, если бы тебе сейчас хорошего режиссера и хорошую роль, куда бы делись все твои терзания!»

В 2020 Ольга Остроумова вместе с Алексеем Серебряковым, Даниэлем Ольбрыхским, Натальей Негодой снималась в драме режиссера Сергея Ливнева «Ван Гоги» о вечном противостоянии отцов и детей. Премьерный показ картины ожидается в марте 2020 года.

Личная жизнь Ольги Остроумовой

В личных отношениях Ольга оправдывает породу тех женщин, которые терпят-терпят, а потом – вулкан! Впервые Остроумова вышла замуж в конце шестидесятых за однокурсника Бориса Аннабердыева. Брак был коротким. Затем – распределение после института, ее знакомство и любовь с Михаилом Левитиным, о чем она тут же поставила в известность мужа и подала на развод. Борис не сопротивлялся, в его жизни вдали от жены также произошли перемены.


Ольга Остроумова с мужем Михаилом Левитиным и детьми

Жизнь с Левитиным, театральным режиссером и писателем, оказалась насыщенной и яркой. Родились дети, которых родители назвали своими именами: девочку – Ольгой, мальчика – Михаилом

Но семья, так много значившая для Остроумовой, не имела столь важного значения для Левитина. На протяжении двадцати лет актриса училась закрывать глаза на интрижки супруга, даже если ей в открытую заявляли права на него

Но все-таки подала на развод. Наиболее сильно он повлиял на маленького Мишу, даже изъявившего желание жить с папой.


Ольга Остроумова с детьми

Со временем повзрослевшие дети стали ревновать Остроумову к ее новому избраннику – Валентину Гафту. Их шапочное знакомство на площадке «Гаража» Эльдара Рязанова в какой-то момент переросло в серьезные чувства. Расписались актеры прямо в больнице, где лежал Гафт после операции.


Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Обаяние и такт Валентина вскоре возымели свое действие, и Миша с Олей наконец одобрили любимого мужчину мамы. Их собственные дети, Фаина, Полина и Захар обожают гостевать у бабушки, которая всеми силами старается беречь так трудно выстраданную любимую семью.

На подмостках сцены

В 1970 году Ольга стала дипломированной актрисой. Выпускницу взяли в труппу Московского ТЮЗа. Именно там состоялся ее дебют на подмостках. В течение трех лет артистка оттачивала свое мастерство на сцене этого театра. Затем, после ухода из ТЮЗа его руководителя, Остроумова перешла в «храм искусства» на Малой Бронной. Там она успешно трудилась до 1984 года, когда и в этом театре произошла «смена правительства».

Ольга вновь приняла решение покинуть место службы. Она перебралась в Театр миниатюр — под крыло своего тогдашнего мужа, режиссера Михаила Левитина. Здесь она получила роль булгаковской Маргариты. Но, увы, поставить задуманный спектакль так и не удалось. На память об этой несыгранной роли у Ольги осталась любовь к творчеству Булгакова.

Вскоре Остроумову пригласили в Театр Моссовета. Первой постановкой с ее участием стал знаменитый «Вдовий пароход» — актриса воплотила на сцене Анфису. По словам Ольги, она очень гордится этой своей работой и считает данный спектакль одним из лучших в ее карьере.

Детство и юность

Послевоенный 1947 год, 21 сентября, Чкаловская область (на настоящий момент Оренбургская), небольшой городок Бугуруслан. Здесь появилась на свет будущая актриса Ольга Остроумова. Михаил Алексеевич, отец девочки, преподавал физику, а еще был руководителем хора при церкви. Мама, Наталия Кудашева, не работала, занималась домашним хозяйством и детьми, которых было четверо.

Ольга Остроумова (слева снизу) в детстве

Оля росла прилежной, послушной девочкой с волевым характером. Учеба ей давалась сравнительно легко. Причем читать и даже писать она научилась еще до школы. Когда ей исполнилось 10 лет, она первый раз соприкоснулась с миром искусства. Ее мама привела своих дочек (Раю, Люду и Олю) на театральную постановку. После просмотра Оля твердо решила, что будет только актрисой.

Ольга Остроумова в детстве

Однако до десятого класса Ольга нигде не занималась, и только почти окончив школу, стала ходить в народный театр, который был прикреплен к клубу железнодорожников. В 1966 году девушка окончила школу. С родительским благословлением и испеченными мамой пирожками поехала поступать в ГИТИС.

В молодости

Детство: Бугуруслан-Алексеевка

Родившуюся в послевоенном 1947 году, в большой и любящей семье Михаила Остроумова и Наталии Кудашевой девочку окрестили Ольгой. Отец, учитель физики в школе районного центра Бугуруслан, был единственным кормильцем в семье, мать, у которой было 4 класса образования, занималась детьми, создавала в доме удивительную атмосферу внимания, доброты, тепла. Дети – Раечка, Людочка, Егорка и Оленька –всегда были обласканы, исподволь приучены родителями к тому, что семья – самое ценное в жизни каждого человека.


Семья Ольги Остроумовой — родители, сестры и брат

Способствовали пониманию этого и традиционные вечерние чаепития у дедушки-священника, неспешные разговоры старших с младшими, глубокие и мудрые рассказы патриарха семьи. Рядом с церковью в деревне Алексеевка, где он служил, ребятишки облюбовали себе место для игр и самостоятельно учились читать… по буквам на надгробиях кладбища. Маленькой Оле очень нравилось осваивать грамоту по таинственным надписям. Не испытывая никакого страха перед погостом, девочка восхищалась буйством сирени и запахом лопухов, сырой земли.


Ольга Остроумова в детстве

Когда пришла пора идти в школу, Оля уже умела читать и писать. К тому времени семья перебралась в Куйбышев – только там отец, сын священника, смог найти работу в школе рабочей молодежи. Жили в двухэтажном деревянном бараке.

Волевой характер девочки позволил ей с легкостью учиться, но в отличие от своей киногероини Риты («Доживем до понедельника»), первой красавицей класса она не считалась.


Ольга Остроумова в молодости

Доучившись до десятого, Остроумова стала посещать народный театр, действовавший при клубе железнодорожников. О своем увлечении она почти никому не рассказывала, но когда объявила в семейном кругу, что хочет стать артисткой, родители отпустили дочку в Москву с легким сердцем, с полной уверенностью в том, что в столице ее никто не обидит.

Семья актрисы

Родилась в Москве 7 июля 1975 года. Оба родителя — тоже известные актеры. Мама, тоже Ольга — заслуженная и знаменитая актриса театра и кино, а также народная артистка — Остроумова.

И отец талантлив и знаменит — Михаил Левитин. Он заслужил народное признание режиссерской и писательской деятельностью. Не стоит путать отца с другим известным Михаилом Левитиным — братом Ольги-младшей. Михаил Михайлович — режиссер кино. Он окончил филологический институт и, самое главное, прошел курсы режиссера у Владимира Хотиенко.

Познакомились отец и мать Ольги в Москве. Михаил работал там режиссером в Театре юного зрителя, туда же попала и мать. Они полюбили друг друга и, несмотря на то, что у обоих были семьи, поженились в 1973 году. Спустя 23 года они развелись из-за измены Михаила.

Вне посторонних глаз

Из всех разделов биографии актрисы Ольги Остроумовой личная жизнь талантливой красавицы интересует поклонников и зрителей не меньше, чем ее работы (если не больше).

Первый раз Остроумова вышла замуж за своего сокурсника Бориса Аннабердыева, который позже стал режиссером-документалистом. Они сыграли свадьбу в 1969 году, но заключенный союз вскоре распался.

С режиссером и писателем Михаилом Левитиным, ставшим ее вторым мужем, актриса Ольга Остроумова познакомилась на первом месте работы, в МТЮЗе, в начале 1970-х. В 1973-м они поженились.

Второй брак актрисы оказался «долгоиграющим» — супруги прожили вместе 23 года. За это время они дважды стали родителями — в 1975-м на свет появилась дочь Ольга, в 1983-м — сын Михаил. Как можно заметить, супруги дали детям собственные имена.

Оба отпрыска с ранних лет стремились к творческому самовыражению и мечтали пойти по стопам родителей. Это им удалось. Михаил стал режиссером, а Ольга — актрисой. Чтобы режиссеров Левитиных не путали, после фамилии сына добавляют уточнение «младший».

В 1993 году в личной жизни актрисы Ольги Остроумовой произошел новый поворот. Брак, длившийся более двух десятилетий, подошел к концу — супруги развелись.

Для детей этот период был очень тяжелым, а спустя несколько лет все стало еще хуже. Во всяком случае, именно так они восприняли третье замужество матери.

Через некоторое время, прошедшее с момента расставания с Левитиным, в биографии актрисы Ольги Остроумовой появился другой мужчина — известный артист Валентин Гафт. В 1996 году они стали супругами.

«Нового папу» дети невзлюбили. Михаил даже собирался перебраться к своему отцу. Но Валентину удалось найти правильный подход к сыну и дочери любимой женщины.

Остроумова и Гафт состоят в счастливом браке по сей день. А выросшие дети Ольги целиком и полностью одобряют мамин выбор.

На экране

Кинодебют Остроумовой состоялся еще во время ее учебы в ГИТИСе. В 1968 году на экраны вышел фильм «Доживем до понедельника». Героиня Ольги — школьница Рита Черкасова — выделялась среди одноклассниц. Начинающая актриса в мгновение ока приобрела любовь миллионов советских зрителей.

Но этот успех не идет ни в какое сравнение с той славой, которая буквально обрушилась на Ольгу после съемок в двухсерийной ленте «А зори здесь тихие…». Воплощенная актрисой Женя Комелькова стала визитной карточкой Остроумовой.

Впрочем, такое положение пришлось артистке не по душе. Не желая клеймить себя одним амплуа, она с ходу отметала все предлагаемые роли, если героини походили на Женю. А именно на таких персонажей чаще всего и стали приглашать актрису после выхода фильма.

Одной из самых ярких последующих ролей является Маня Поливанова — героиня кинокартин «Любовь земная» и «Судьба». Многим зрителям понравилась сыгранная Ольгой Марина Смирновская из «Гаража», но сама артистка от этого персонажа не в восторге. Своей лучшей работой в кино Остроумова называет главную героиню фильма «Василий и Василиса».

В 1980-х Ольга проявила себя как актриса дубляжа. Среди кинолент, озвученных артисткой, всего один отечественный. В «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» героиня Тамары Акуловой — леди Ровена, говорит голосом Остроумовой.

Михаил Левитин, второй избранник актрисы

Не последнюю роль в разрушении первой семьи Ольги Остроумовой сыграло новое увлечение актрисы перспективным режиссером и писателем Михаилом Левитиным. Знакомство пары состоялось, когда ни мужчина, ни женщина еще даже не позволяли думать себе об отношениях в силу несвободности обоих. Однако Михаил не оставлял надежды на воссоединение с красавицей-артисткой, и мечта сбылась. В 1973 Остроумова решилась на второй брак, которому суждено было осветить жизнь и творческую биографию актрисы на целых 20 лет.

Второй муж и дети Ольги Остроумовой

В браке появились на свет дочь Ольга (1975) и сын Михаил (1983). Дети Ольги Остроумовой и Михаила Левитина унаследовали имена своих родителей. На тот момент супруги были настолько счастливы, купаясь во взаимной любви, заботе и благополучии, что хотели, чтоб дети повторили когда-нибудь их счастье.

Ольга с детьми

По словам артистки, материнство было вполне осознанным и желанным. Ольга всерьез считала, что справится и с семьей, и с бытом, и с профессиональным ростом. Однако с рождением второго ребенка и нагнетанием обстановки внутри домашнего очага, Остроумова решилась на жертвы, которые коснулись ее будущего в кино.

Михаил Левитин

Семейная жизнь Остроумовой и Левитина была яркой и динамичной. Много лет за парой было закреплено звание семейной идиллии, даром, что супруги были прямыми противоположностями по характерам: Ольга – импульсивная и эмоциональная, а Михаил – рассудительный и сдержанный. Только вот, к сожалению женщины, творческому супругу каждый день требовались новые, острые ощущения. Долгое время мать двоих детишек закрывала глаза на мимолетные увлечения муженька, пытаясь оправдать его полигамность творческими исканиями.

Едва переступив через рубеж в два десятка лет, брак двух известных представителей кинематографа дал трещину. Ольга очень болезненно переживала разрыв, хотя сама была его инициатором. Но еще больше актриса переживала за детей, на которых разлад в семье сильно повлиял в моральном плане. Миша, младший сын Ольги Остроумовой, даже изъявил желание жить с отцом.

Михаил Левитин с повзрослевшими детьми и внучкой

Со временем и возрастом, сын и дочь Ольги поняли и приняли выбор матери и даже смирились и подружились, насколько это было возможно, с третьим мужем звездной родительницы.

Награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1982);
  • Народная артистка Российской Федерации (16 декабря 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства;
  • Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Мани Поливановой;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден Почёта (15 августа 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства;
  • Орден Дружбы (28 марта 2021 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность;
  • премия имени А. Довженко;
  • «Серебряная нимфа» (Италия) — за фильм «А зори здесь тихие…»;
  • Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978);
  • Царскосельская художественная премия (2007);
  • Звезда Театрала (2015);
  • Фигаро (2017).

Михаил Левитин сейчас

Режиссер продолжает ставить на подмостках «Эрмитажа» спектакли. В 2021 году театралы увидели постановку «Свадьба Кречинского на Новом Арбате 11» по пьесе драматурга Александра Сухово-Кобылина. В 2017 году в «Эрмитаже» состоялась премьера постановки «Дон Кихот».


Михаил Левитин в 2017 году

Михаил Левитин радуется успехам своим, но еще больше – детей. В 2016 году состоялся творческий дебют Михаила Левитина-младшего. Молодой режиссер представил зрителям мелодраму-трагифарс «Подлец», в которой снялись его мама, сестра Ольга, отчим Валентин Гафт, Владимир Вдовиченков и Лев Дуров. Фильм вышел на экраны после смерти Льва Константиновича.

Фильмография

Впервые на киноэкранах страны Остроумова появилась в ленте «Доживем до понедельника». В ней актриса сыграла первую красавицу класса – Черкасову. Созданный Остроумовой образ запомнился зрителю и особенно его мужской половине. Но настоящая известность и зрительская любовь пришла к ней после роли Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие».

Ольга Остроумова в образе Жени Комельковой

Кинокартина была показана не только в СССР, но и за пределами страны. После этой работы Остроумову режиссеры засыпали ее предложениями о сотрудничестве, но все получили отказ. Причина была в том, что роли были словно скопированы с Женечки Комельковой. Но Ольга Остроумова не хотела топтаться на одном месте, играя смазливых красоток.

Своей лучшей работой сама актриса считает роль Василисы в ленте «Василий и Василиса». В 75-м году на экраны выходит фильм «Любовь земная». В ней Остроумовой достается роль Мани Поливановой. Именно этот ее образ и стал одним из любимых у телезрителей.

Следующим предложением стала роль в фильме «Судьба» у режиссера Евгения Матвеева. Позднее оба фильма удостоились награды Золотой медалью им. Довженко и Госпремией. Остроумова снималась и в картине у Эльдара Рязанова. Ей поступило предложение на роль в фильме «Гараж». Она должна был сыграть роль дочки профессора.

Актрисе она не совсем нравилась, поскольку к числу «золотой» молодежи она себя не относила. Но приглашение было принято и Остроумова оказалась на одной съемочной площадке с такими звездами, как Гафт, Савина, Ахеджакова и Невинный. Она чувствовала себя маленькой девочкой рядом с именитыми мэтрами, но с ролью справилась отлично.

Следующие два года после выхода на «Гаража» на экраны Остроумова не снималась. Она полностью посвятила себя театру. На экраны она вернулась, снявшись в фильмах «Не было печали», «Безумный день инженера Баркасова».

Фильмография актрисы включает такую яркую ленту, как «Змеиный источник». В ней Остроумова играет не совсем привычного для себя отрицательного персонажа – директора школы. Удачной Остроумова считает свою роль в мистическом триллере «По ту сторону волков». В нем она играет жену главного героя, исполненную Валентином Гафтом.

На счету Ольги Остроумовой обширный перечень работ как на театральной сцене, так и в кинематографе

В эту же группу актрис включает и работу в сериале «Бедная Настя». Остроумова предстает перед зрителем в образе Марии Долгоруковой. Она долго раздумывала, стоит ли принимать предложение, но тяга ко всему новому и неизвестному победила. Эксперимент оказался удачным.

Биография[ | ]

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).

Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед

Отец Ольги был школьным учителем физики, мать — хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. В семье Остроумовых кроме Ольги ещё две дочери и сын: Раиса, которая работала инженером водного транспорта, в настоящее время пенсионерка; Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре; и Георгий, который в своё время работал на Байконуре, а сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов

Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.

Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем.

В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета.

В 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись.

Последняя и самая светлая любовь к Ольге Остроумовой пришла неожиданно. Встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла в кафе «Фиалка» на вечере, в котором оба участвовали. В кафе было прохладно, и Гафт одолжил Остроумовой свой пиджак, после концерта они разговорились, и он пригласил Ольгу в ресторан. Это и стало началом истории их любви, которая продолжается уже больше 20 лет

Они стали встречаться, осторожно приглядывались друг к другу. И вдруг Гафт пропал на 4 месяца

Он сразу почувствовал, что эта женщина – особенная, но сомневался, смогут ли они быть вместе. Позже в квартире Остроумовой раздался звонок и голос в трубке признался, что «больше не может без нее жить». «Будем считать, что первый акт закончился, а антракт затянулся», – пошутила она

Они расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу еще во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов

Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».

Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».

Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.

Живёт и работает в Москве.

Семья

  • отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника);
  • мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
  • сёстры — Раиса и Людмила;
  • брат — Георгий;
  • первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
  • второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель; дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983);
  • внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012);

третий муж (с 1996) — Валентин Гафт (род. 1935), актёр. Народный артист РСФСР (1984).

В кругу семьи

Биография актрисы Ольги Остроумовой берет свое начало в Бугуруслане Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Именно в этом городе Советского Союза 21 сентября 1947 года будущая народная артистка РФ появилась на свет. По знаку зодиака она — Дева.

Отец Ольги — Михаил Остроумов, преподавал физику в местной школе. Мать — Наталия Кудашева — была хранительницей домашнего уюта и семейных традиций, главными из которых были любовь и забота друг о друге.

Остроумовы жили в тесноте, но согласии. Под крышей маленького домика близ церкви веселая и улыбчивая Оля росла в окружении любящих родителей, брата Георгия и сестер Раисы и Людмилы.

Семья имела прямое отношение к церкви, подле которой они жили. Дед Ольги был там священником, а отец — регентом хора

Церковь занимала важное место в жизни семейства. Всего в роду у Остроумовых священнослужителями стали представители трех мужских поколений

Спектакль как судьба

Возможно, мысль о лицедействе никогда бы не зародилась у девочки, если бы однажды мама не привела дочек на театральное выступление своей подруги.

Ольге тогда было 10 лет. Спектакль и актерская игра буквально заворожили девочку. Удивительное, радостное и одновременно волнующее чувство, которое она испытала в тот день, Остроумова запомнила на всю жизнь. Покидая театр, девочка уже знала, кем хочет быть, повзрослев.

Стоит отметить, что из четырех детей Остроумовых только Ольга связала свою жизнь с искусством:

  • Раиса выбрала профессию инженера водного транспорта, сейчас она уже вышла на пенсию.
  • Людмила стала предпринимателем и переехала в Геленджик, где проживает по сей день.
  • Георгий был работником на Байконуре, а в настоящий момент является сотрудником компании, специализирующейся на возведении подвесных мостов.

Любовь, сотворившая чудо

Вторая встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла на концерте, в котором оба участвовали. Она и стала точкой отсчета их нового счастья, теперь уже общего. После концерта они разговорились, хотя Остроумова и побаивалась острого как бритва языка собеседника. Чего, например, стоила одна лишь эпиграмма на Татьяну Доронину:

Как клубника в сметане, Доронина Таня.

Ты такую другую поди поищи.

У нее в сочетанье тончайшие грани,

Будто малость «Шанели» накапали в щи!

Гафт написал сотни эпиграмм, и некоторые настолько попадали не в бровь, а в глаз, что Ольга не на шутку испугалась: не стать бы еще одной «шанелью во щах»!

Однако актриса боялась зря – Валентин Гафт сразу же всей душой потянулся к ней. И она, и он были свободны – последняя жена Гафта, известная виолончелистка, не вернулась с гастролей по Америке, предпочтя новую родину и новую судьбу. А он неожиданно отыскал ту, которая оказалась половинкой его самого… Незаменимой, родной, единственной…

Расписались только через несколько лет в больничной палате, где актер находился после сложной операции. Вспоминая свое третье бракосочетание, Валентин Иосифович радовался, словно ребенок. Не банальный ЗАГС и третья в жизни скучная церемония, а пижама жениха и белый халат невесты. После росписи действительно случилось чудо: актер очень быстро стал выздоравливать, он будто тянулся к жизни.

Но Ольге Остроумовой будто на роду написано быть для своих близких именно той пресловутой каменной стеной, на которую можно надежно опереться. Когда в 2002 году покончила с собой дочь Гафта от Елисеевой, его мир, казалось, рухнул. И хотя в самоубийстве не было его вины – все знавшие девушку в один голос твердили, что до самоубийства бесконечными упреками и придирками ее довела мать, – ему от этого было не легче. Он винил себя в том, что не забрал дочь; хотя куда он мог привести уже взрослого человека – не сюда же, на Олины плечи?

Остроумова боролась за любимого как могла: вытаскивала его из депрессий, сидя рядом в клиниках, когда чувство вины разбивало ему сердце… И она победила: Гафт, которого смерть дочери на несколько лет буквально вырвала из жизни, вернулся к нормальному существованию. И еще выжить ему помогли… дети и внуки его жены! Потому что за эти годы он стал для них самым родным человеком на свете.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт более двадцати лет прожили вместе. Уже в зрелом возрасте они научились быть счастливыми, находить в отношениях компромиссы. На смену тоске и одиночеству пришло такое глубокое взаимопонимание. Ольга не переставала удивляться какой-то детской непосредственности своего взрослого мужа, а он неустанно восхищался своей красивой, открытой и очень мудрой женой.

Последние годы жизни Гафта были очень тяжелыми, он много и тяжело болел. Супруга поддерживала и была рядом до последнего дня. 12 декабря 2020 года Валентина Иосифовича не стало…

По материалам: kulturologia.ru, rutlib5.com

Биография

Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).

Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед

Отец Ольги был школьным учителем физики, мать — хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу

В семье Остроумовых кроме Ольги ещё две дочери и сын:

  • Раиса, которая работала инженером водного транспорта, в настоящее время пенсионерка;
  • Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре;
  • Георгий, который в своё время работал на Байконуре, а сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.

Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала.

Так в 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумовой проходили в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.

Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем.

В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета.

В 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись.

Ольга Остроумова и Михаил Левитин с детьми

Последняя и самая светлая любовь к Ольге Остроумовой пришла неожиданно. Встреча Ольги Остроумовой и Валентина Гафта произошла в кафе «Фиалка» на вечере, в котором оба участвовали.

В кафе было прохладно, и Гафт одолжил Остроумовой свой пиджак, после концерта они разговорились, и он пригласил Ольгу в ресторан. Это и стало началом истории их любви, которая продолжается уже больше 20 лет.

Они стали встречаться, осторожно приглядывались друг к другу. И вдруг Гафт пропал на 4 месяца

Он сразу почувствовал, что эта женщина – особенная, но сомневался, смогут ли они быть вместе.

Позже в квартире Остроумовой раздался звонок и голос в трубке признался, что «больше не может без нее жить». «Будем считать, что первый акт закончился, а антракт затянулся», – пошутила она.

Ольга Остроумова и Валентин Гафт

Они расписались в 1996 году в больнице, хотя

прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу еще во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов

Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов.

Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».

Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран.

Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса».

По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».

Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.

Живёт и работает в Москве.

Семья

  • отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника);
  • мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
  • сёстры — Раиса и Людмила;
  • брат — Георгий;
  • первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
  • второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель;

    • дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983);
    • внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012);
  • третий муж (с 1996) — Валентин Гафт (род. 1935), актёр. Народный артист РСФСР (1984).

Общественная жизнь

Делая успехи в карьере, Миримская не забывала и об общественной деятельности. Она сделала вклад в развитие конного спорта, основав клуб «Мечта». Начиная с 2002-го на арене «Битцы» ежегодно проводились соревнования между конкуристами в рамках турнира «Хрустальное седло». Он получил статус международного и был этапом Кубка мира. Инициатива просуществовала 7 лет.

Параллельно при поддержке «Русского продукта» и издания о лошадях «Золотой Мустанг» проводились соревнования по конкуру на стиль для молодых лошадей под названием «Хрустальный дебют». Первый турнир состоялся в июне 2003 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector