Фильм «они сражались за родину»: актеры и судьба
Содержание:
Содержание фильма «Они сражались за Родину»:
Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери… Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы…
Они сражались за Родину: 2 серии
Июль 1942 года. Потерявший в боях большое количество солдат советский стрелковый полк отступает к Сталинграду. Во время привала солдаты разговаривают на разные темы, купаются и спят. Один из солдат полка, Пётр Лопахин (Василий Шукшин), производящий впечатление весельчака и балагура, уходит в близлежащую деревню за солью и ведром для только что наловленных раков. Рассчитывая на свою говорливость и обаяние, Лопахин обращается с просьбой к старухе-казачке (Ангелина Степанова), но натыкается на презрительное отношение, поскольку солдаты отступают, фактически оставляя местных жителей на произвол судьбы. После тяжёлого разговора, в котором выясняется, что за маской весельчака у Лопахина скрывается серьёзный человек, глубоко переживающий за судьбу своей страны, старуха выполняет просьбу Лопахина.
Командование даёт задание занять и удерживать высоту посреди степи. С трудом вырыв в каменистой земле окопы, бойцы полка оборудуют позиции и отражают первую танковую атаку при помощи гранат и противотанковых ружей. Перед второй волной немецкая авиация наносит бомбовый удар по позициям полка, в результате чего многие бойцы гибнут, тяжёлую контузию получает рядовой Николай Стрельцов (Вячеслав Тихонов), друг Лопахина. Вторая танковая атака немцев становится почти успешной, но прибывшее советское подкрепление отбрасывает противника.
Полк проходит ночью по горящему пшеничному полю. Рядовой Иван Звягинцев (Сергей Бондарчук), в прошлом комбайнер, ужасается количеству причинённого войной ущерба.
Дойдя до очередного хутора, бойцы готовятся к бою, а Лопахин, кокетничая с местными женщинами, добывает молока. В очередном бою он же сбивает из ПТРД немецкий истребитель, который взрывается, воткнувшись в холм.
Через некоторое время уже в другом месте полк опять вступает в бой с танками противника. Танки давят позиции обороняющихся: смертью храбрых гибнет молодой ефрейтор Кочетыгов, на последнем вздохе успев поджечь танк при помощи бутылки с горючей смесью. Советские солдаты бросаются в контратаку, во время которой рядовой Звягинцев получает тяжёлые осколочные ранения от разрыва артиллерийской мины. Немцы обращены в отступление, а молоденькая, хрупкая медсестра (Татьяна Божок) вытаскивает крупного («до войны — 93 килограмма») Звягинцева с поля боя. Похоронив последнего офицера в полку (лейтенанта; Николай Губенко), полк вновь уходит дальше. Во время привала рядовой Некрасов (Юрий Никулин), отец четверых детей, веселит солдат смешной историей про то, как он случайно напугал дряхлую старуху, которая решила, что он ночью лезет к ней приставать. В медсанбате Звягинцева оперируют без наркоза, доставая многочисленные осколки из ног и спины.
Полк располагается в очередной станице, но в кладовой нет продуктов, а местные жители отказываются кормить отступающих солдат. Лопахин предпринимает попытку очаровать неприступную на вид жительницу деревни — Наталью (Нонна Мордюкова) — и помогает ей по хозяйству. Ночью Лопахин хочет соблазнить женщину, но та в темноте бьёт его в глаз. Наутро Лопахин видит изобилующий продуктами стол и делает вывод, что его план все же удался. Наталья же с горечью отвечает ему, что у неё есть муж, который сейчас лежит в госпитале, а еду местные женщины приготовили только потому, что старшина полка рассказал местному председателю о том, что его солдаты на днях дали тяжелейший бой противнику. Наталья добавляет, что местные жители готовы отдать всё, лишь бы солдаты их защитили.
Лопахин в толпе замечает Николая Стрельцова. Оказывается, тот сбежал из медсанбата. Несмотря на полную глухоту и контузию, Стрельцов присоединяется к своим боевым товарищам. Прибывший полковник (Евгений Самойлов) сердечно благодарит бойцов и целует знамя полка, которое на протяжении всего фильма старательно оберегалось. Большие силы советских войск двигаются в сторону Сталинграда.
Техника
Но не только муштрой актерского состава для более достоверной игры занимался режиссер
Отдельное внимание Сергей Бондарчук уделил и задействованной в съемках военной технике, ведь батальные сцены с участием самолетов и танков в картине планировались масштабные и впечатляющие
Собственно, из-за небывалого размаха будущих «боев» кинематографисты в вопросе оснащения гусеничными и крылатыми машинами вынуждены были хитрить: требуемое количество танков времен Великой Отечественной — да еще и на ходу — просто оказалось невозможно достать.
Потому пришлось выкручиваться, снимая вместо трофейных немецких «Тигров» советские Т-44. Благо после «легкой доработки напильником» последние становились внешне мало отличимы от собратьев из «конюшен» панцерваффе. Если только не считать ходовой части с иным количеством катков. Да и с «мессерами» нарисовалась аналогичная проблема. Так что вместо них в небе над героями картины гудели чехословацкие L-29.
Режиссер Сергей Бондарчук ставит задачу актерам фильма «Они сражались за Родину»
Разумеется, что при таких масштабах с техникой возникали и другие сложности. То застрявшим на танке бревном оператора едва не приголубит, то механик-водитель, не разобравший команды, свернет не в ту сторону, чуть не подавив массовку. От подобных форс-мажоров не спасали даже рации, которые приходилось использовать для координации из-за гигантских размеров «съемочной площадки».
К счастью, серьезных несчастий кинематографистам удалось избежать, несмотря даже на то, что в работе задействовали порядка пяти тонн тротила.
Анатолий Папанов
Герой советского союза, которому довелось сняться в огромном количестве комедий и фильмов других жанров, был призван на фронт в первый же день войны – 22 июня 1941 года. Всего за один год ему удалось дослужиться до звания сержанта и отправиться на Юго-Западный фронт, где готовилось масштабное наступление советских войск на захватчиков. В то время двадцатилетний паренек командовал зенитной батареей, а также исполнял роль обычного солдата, который готов был отдать свою жизнь ради того, чтобы сохранить свою Родину. В 21 год он был серьезно ранен в ногу и остался на всю жизнь инвалидом. После этого Папанов решил связать свою жизнь с кино.
Юрий Никулин — рядовой Некрасов
Никулин был призван в Красную армию в 1939-м, воевал с финнами, участвовал в обороне Ленинграда и закончил войну в Курляндии; среди его наград — медаль «За отвагу». Он пытался поступить во ВГИК и ГИТИС, но его не взяли — посчитали, что актерских способностей у Никулина нет. Он доказал обратное — сначала прославился как цирковой артист, потом с одинаковым успехом играл как комических, так и трагических персонажей. Никулин был известен по роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая (где он играл вместе с Евгением Моргуновым и Георгием Вициным), но его знали и по фильмам «Ко мне, Мухтар!», «Старики-разбойники», «Двадцать дней без войны». Его Некрасов из «Они сражались за Родину» — вроде бы веселый солдат, который может рассмешить сослуживцев, но дома у него остались жена и четверо детей, к которым он очень хочет вернуться.
Юрий Никулин, «Они сражались за Родину», 1975 г. Кадр из фильма
Актеры-фронтовики
Для Сергея Бондарчука, который сам воевал, тема войны была невероятно близка. И потому, работая над лентой «Они сражались за Родину», режиссер постарался, чтобы под его началом собрались актеры, которым не пришлось бы объяснять, через какой ужас прошел три десятка лет назад советский народ. Поэтому кинематографист решил привлекать к проекту исключительно артистов, не понаслышке о том времени знающих, в том числе и бывших фронтовиков.
Так, в титрах фильма появились имена Георгия Буркова, Иннокентия Смоктуновского, Вячеслава Тихонова и многих других. Причем с некоторыми актерами, первоначально не желавшими сниматься, пришлось провести профилактические беседы.
Перерыв на съемочной площадке, а на отдыхе без анекдота никуда
Например, в разговоре с отказавшимся сначала от роли Юрием Никулиным Сергей Бондарчук надавил на его сознательность как ветерана — заявил, что как бывший фронтовик артист обязан сыграть в ленте.
А Шукшина убеждали уже в Госкино — артисту, который в тот момент как раз планировал снимать собственный кинофильм про Степана Разина, пообещали выделить на проект финансирование только в том случае, если сам Василий Макарович согласится принять предложение Бондарчука.
Юрий Никулин (1921 — 1997)
«Они сражались за Родину»: актер Юрий Никулин в роли рядового Некрасова — тогда и в последние годы, кадр из фильма, «Википедия»
Актер Юрий Никулин, сыгравший рядового Некрасова, снимался в ленте «Они сражались за Родину», будучи уже всесоюзно известным. Популярность ему принесло участие в легендарном трио — Трус, Балбес и Бывалый — из фильмов «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Кавказская пленница» и «Операция Ы». Также на его счету главная роль в ленте «Бриллиантовая рука». После этого он продолжил сниматься в кино, а также гастролировать со своими постоянными коллегами: Евгением Моргуновым и Георгием Вициным.
Фильм «А зори здесь тихие» (1972): актеры и роли
Тем не менее, несмотря на «комический» штамп, который Никулин получил благодаря несерьезным ролям, он проявлял и большой драматический потенциал. Яркие тому доказательства — ленты «Когда деревья были большими», «Двадцать дней без войны», «Чучело» и другие. Скончался актер в 1997 году из-за осложнений после операции на сердце.
Места из книги
Картина «Они сражались за Родину» для Сергея Бондарчука стала уже не первым опытом экранизации произведений Михаила Шолохова. Еще в 59-м кинематографист дебютировал в качестве режиссера с лентой «Судьба человека», созданной по одноименному рассказу писателя. Вероятно, это сыграло свою роль в том, что автор романа про тяжелый и трагичный эпизод ВОВ — отступление советских войск в районе Дона — быстро дал согласие на съемки.
Литератор при этом, однако, поставил Бондарчуку условие: Шолохов требовал, чтобы работа над лентой велась непосредственно в тех местах, где разворачивались описываемые в книге-первоисточнике события военных лет. То есть в качестве основных локаций кинематографистам предлагались степи Волгоградской области, куда последние и направились, дабы подобрать подходящую под задумку натуру.
В результате выбор режиссера ленты остановился на окрестностях двух населенных пунктов — хутора Мелологовского и станицы Клетской. Здесь выстроили масштабные декорации: несколько бутафорских деревенек, дамбу и переправу через реку, которые должны были в большинстве своем «пойти под каток киновойны».
Подготовка к «бою» в самом разгаре
А изобилующие оставшимися со времен ведения в этих краях настоящих боевых действий «шрамами» — окопами и следами взрывов — окружающие пейзажи только добавляли толику реалистичности и слегка упрощали работу художникам и декораторам.
Впрочем, хватало в окрестностях и других оставшихся после войны «приветов». Саперы, проверявшие для кинематографистов окрестные земли на предмет оставшихся боеприпасов, обезвредили несколько неразорвавшихся снарядов и мин. А во время подготовки оборонительных рубежей для съемок, при рытье окопов, обнаружилось немало останков павших воинов — все подобные находки Бондарчук потребовал передавать местным властям для перезахоронения.
Примечательно, что, для того чтобы артистам и группе не приходилось ежедневно мотаться из расположенной вдалеке от места съемок гостиницы, Сергей Федорович распорядился оборудовать мобильную базу. Которую создали на основе переделанного теплохода, потом еще послужившего советским и российским кинематографистам.
Кстати, не стоит забывать и про такой интересный факт о фильме «Они сражались за Родину», как печальная судьба одной из местных жительниц, ставшая результатом развернувшегося в тех краях масштабного съемочного процесса.
Работая над фильмом, создатели военной ленты решили для «живости картинки» хутор Мелологовский сжечь. Поэтому все имевшиеся дома выкупили у владельцев, а последним была оказана помощь в переезде на новое место.
Проблемы у кинематографистов возникли только с одним местным жителем. Хозяином крупного пятистенка, недавно построенного, который не горел желанием расставаться с только что возведенной недвижимостью. Но когда стартовали съемки и пиротехники начали в полной мере демонстрировать собственное мастерство, мужчина все-таки сдался. И, получив причитавшиеся деньги, отправился прочь.
Не тронули тогда только одну немолодую женщину, чья неказистая хата-мазанка стояла на отшибе, близ самого берега Дона, а потому и не заинтересовала киношников. Так и осталась после окончания съемок старушка совершенно одна доживать свой век в родном доме, без соседей, на помощь которых могла в прежние времена рассчитывать.
Леонид Гайдай
В 1942 году знаменитый актер и режиссер был призван из Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Худой и высокий парень в очках, который до этого момента занимался лишь ковбойской работой, справился со своими обязанностями выше всяких похвал. Однако в 1943 году молодой солдат возвращался с задания и случайно подорвался на мине, которую установили фашисты, получив тяжелое ранение ноги. После этого ему довелось провести несколько месяцев в госпитале и перенести сразу 5 тяжелых операций. Сам актер и режиссер утверждал, что ему также грозила ампутация, однако врачи все-таки смогли справиться с тяжелой раной. Вот только молодой парень остался инвалидом на всю жизнь. Но это не помешало ему построить свою карьеру.