Свинарка и пастух (фильм)

Мусаиба выбрали дамы

Актера на роль пастуха Мусаиба не могли найти долго. Сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Ассистент режиссера пригласил на пробы еще и русского актера — Владимира Зельдина: тот часто играл в театральных постановках героев-любовников, да и похож был на грузина.

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял не сразу. Владимир Зельдин вспоминает: «Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И кстати, все женщины съемочной группы выбрали именно меня».

А дело было так. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом. В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.

«Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом», — вспоминает Владимир Зельдин.

Выяснилось, что Владимир Зельдин отлично держится в седле. И на съемках сцены, когда горец скачет на коне по крутой, отвесной, извилистой дороге, Зельдин наотрез отказался от дублера.

«Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника», — рассказывает Владимир Зельдин.

Свинарка и пастух фильм (1944) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

ivi 6,6 КиноПоиск7,1 IMDb6,7 Ваша оценка: Режиссер Иван Пырьев Актеры Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Николай Крючков, Никита Китаев, Григорий Алексеев, еще

«Свинарка и пастух» — классика советского кинематографа от режиссера Ивана Пырьева. Всем ностальгирующим по советского прошлому мы рекомендуем смотреть онлайн музыкальную комедию «Свинарка и пастух» в нашем интернет- кинотеатре. В жизни свинарки Глаши и конюха Кузьмы из Вологодской области свершается событие: они приглашены на сельскохозяйственную выставку в Москву. Легкомысленный и недалекий Кузьма все время думает о московских магазинах, параллельно приударивая за серьезной и ответственной Глашей. Девушка же, по наказу бабушки, напротив, нацелена на то, чтобы почерпнуть как можно больше знаний о свиньях. На выставке Глаша внезапно встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, в которого моментально влюбляется. Влюбленные договариваются о свидании на этой же выставке через год. По возвращению домой Глаша применяет знания, приобретенные в Москве, а бездельник Кузьма шатается по деревне и докучает девушке приставаниями и игрой на баяне. Мусаиб не может забыть Глашу и пишет ей письма, которые бесстыдно перехватывает Кузьма. Удастся ли возлюбленным воссоединиться, невзирая на злые козни надоедливого конюха?

Смотреть фильм Свинарка и пастух онлайн вы можете совершенно бесплатно в хорошем качестве. Приятного просмотра!

  • Фильм вышел в прокат в СССР в ноябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, суровая современность отображена в финальной песне.
  • В 1944 году, меньше чем за год до победы советских войск над нацизмом, прокат картины прошел в США под названием «Они встретились в Москве».
  • С 1945 по 1946 кино увидели жители Финляндии, Франции, Германии, Австрии.
  • В те времена считалось хорошим тоном указывать госнаграды в титрах, поэтому фамилии режиссера Пырьева, актеров Ладыниной и Крючкова некоторое время не указывались: при Хрущеве их удалили, поскольку звезды были лауреатами Ордена Сталина.
  • В тот же период из картины были вырезаны те кадры ВСХВ (сейчас известной как ВДНХ), где была видна статуя Иосифа Виссарионовича.
  • Изъятия были возвращены в фильм только с появлением реставрационной студии «Крупный план», которая с конца 80-х годов занялась изданием советских шедевров, поэтому картина «Свинарка и пастух» в полной версии впервые вернулась к зрителям на видеокассете.
  • Диалоги ловко зарифмованы, чтобы в кинотеатре с любыми условиями можно было достроить ту часть слов, которую не расслышали, в те времена это был распространенный прием.
  • Зельдин в своей роли говорит с мягким акцентом, но в восстановленной части аудиодорожки знаменитую песню о дружбе в Москве исполняет на чистом русском языке.
  • Фильм является единственной в мире музыкальной комедией, где показана реанимация новорожденного поросенка.

Талантливую скотницу Глашу Новикову, жительницу северного села, отправляют в Москву на грандиозную выставку. Бабушка дает четкие инструкции: собрать все полезные сведения о свиноводстве.

В Москве Глаша загляделась на портрет овцевода из республики Дагестан – Мусаиба Гатуева. На экскурсии девушка не хочет идти дальше и убегает от своей группы к свинкам. Во время побега она сталкивается с живым Мусаибом, он моментально влюбляется.

Глаша ставит ему условие – повстречаться на этой же выставке через год. Для этого они должны очень хорошо потрудиться.

Дома скотница добивается с помощью новых знаний рекордного прироста поголовья.

Мусаиб совершает подвиг: от стада отбились три тельные овцы, и ему приходится вступить в бой с волками.

Поклонник отправляет трогательное письмо Глаше, но на дагестанском языке. Местный конюх делает подложный перевод, говоря, что, якобы, Мусаиб женился.

Очередная московская выставка открывается портретом Глаши, потому что ей удалось стать одной из лучших работниц сельского хозяйства. Дагестанец узнает, что любимая осталась дома и там собирается выйти замуж за конюха.

Мусаиб в последний момент приезжает в северное село. Конюх хочет затеять драку с соперником, но за вскрывшийся обман получает тумаков от Глаши. Невеста и новый жених поют заключительную песню.

Сюжет кинокартины

История фильма рассказывает о влюбленных, которые приехали на ВДНХ из очень удаленных друг от друга мест нашей Родины. Она — свинарка Глафира из Вологодского колхоза, а он — Мусаиб из глухого аула в Дагестане. Вернувшись домой, они ждали новой встречи. А тем временем за вернувшейся из Москвы красавицей Глашей ухаживал бездельник Кузьма. Он подменил письмо Мусаиба и обманул ее, сказав, что Мусаиб женился в своем ауле. На Петров день назначили свадьбу Глафиры и Кузьмы, но нашлись добрые люди и предупредили Мусаиба о готовящейся женитьбе. И он успел как раз вовремя. Все счастливы, зло наказано. Вот такой незамысловатый сюжет.

Интересно то, что в этом фильме все герои говорят только стихами. Но это выглядит настолько естественно, что совсем незаметно. Сценарий написал Виктор Гусев, а музыку Тихон Хренников.

Видео 4

Черно-белая музыкальная комедия режиссера Ивана Пырьева («Богатая невеста», «Трактористы», «Идиот»), классика соцарта.

Свинарка Глаша Новикова из вологодской деревни (Марина Ладынина) и дагестанский пастух Муссаиб (Владимир Зельдин) знакомятся на сельскохозяйственной выставке в Москве и влюбляются друг в друга. Но им приходится надолго расстаться. Глафира возвращается домой, где за ней начинает назойливо ухаживать «первый парень на деревне» — конюх Кузьма (Николай Крючков)… Несмотря на все препятствия и недоразумения, в финале Глаша и Муссаиб воссоединяются.

Фильм «Свинарка и пастух» рисует идиллические картины изобилия, процветания и дружного труда советских граждан на благо Родины. Реальность предвоенных лет была совсем не такой. Тем не менее, лирическая комедия о счастливой мирной жизни, съемки которой были закончены уже под бомбежками, полюбилась зрителям.

Герои фильма говорят стихами и легко и естественно переходят на пение. Все песни для киномюзикла написал композитор Тихон Хренников, автором текстов стал Виктор Гусев. Многие песни стилизованы под деревенский фольклор.

После смерти Сталина из фильма были вырезаны эпизоды, содержавшие «атрибуты культа личности» — к примеру, кадры, демонстрировавшие статую вождя на сельскохозяйственной выставке. Кроме того, из начальных титров исчезло имя Ивана Пырьева, поскольку появлялось в них с приставкой «Сталинский орденоносец». Сегодня фильм демонстрируется по ТВ с теми же купюрами, что и 50 лет назад.

После разоблачения культа личности картина подверглась множеству нападок – как лживая, «лубочная», пропагандистская. Однако идеологическое возмущение постепенно стихло, сменившись признанием несомненных достоинств фильма: великолепной актерской и операторской работы (оператор Валентин Павлов), музыкального оформления.

Стихотворение Д. А. Пригова, посвященное фильму «Свинарка и пастух»:

На волнах, волнах эфира, потерявши внешний вид, Скотоводница Глафира со страною говорит, Как живет она прекрасно, на работе как горит, Как ей все легко и ясно — со страною говорит. А страна все это слышит, не видна, как за рекой, Лишь молчит и шумно дышит, как огромный зверь какой.

Поросята — жертвы искусства

Сомнений в том, кто будет играть главную женскую роль, у режиссера не возникало. Конечно же, его супруга — Марина Ладынина. Его муза, его главная актриса. (Позже, правда, у режиссера появилась другая муза — Лионелла Скирда, а Марина Ладынина оказалась практически отлученной от кино.) Но на съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко.

Муж-режиссер был с нею так же строг, как и с другими актерами. Хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, — позже вспоминала актриса. — Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль».

Лишь в одной сцене актриса испытала немалые трудности. Ладынина не любила свиней, а по сценарию ей приходилось делать им даже искусственное дыхание. Для съемок этого эпизода поросятам давали наркоз, они засыпали, а актриса их как бы оживляла. Самое сложное было рассчитать дозу снотворного — на вес маленького поросенка и на время, необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он — уиик! — и подох», — с большой неохотой рассказывала потом Ладынина.

Бронь — одна на всех

Страшное сообщение о начале войны застало киногруппу в поезде. Актеры как раз возвращались из Кабардино-Балкарии.

«Вечером вошел проводник и сказал, что немцы выступили против нас. Никто сначала не поверил. И только на вокзале узнали, что действительно началась война», — вспоминает Владимир Зельдин.

Вся съемочная группа отправилась в Москву. Иван Пырьев пошел на фронт добровольцем. А Владимира Зельдина направили в танковую школу.

«Но танкистом я не стал. Через месяц съемочную группу отозвали из военных частей и приказали продолжать съемки. У нас, у артистов, была «своя война». В течение nepeвыx четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов доснимался этот светлый, солнечный фильм. Сейчас тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма — радостные встречи на сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства -все это снималось под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены», — вспоминает Владимир Зельдин.

По указанию Сталина всем участникам съемок была предоставлена так называемая бронь — до окончания съемок никого не призывали на фронт. Работа над фильмом спасла жизнь Владимиру Зельдину. Все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы войны.

Кавказ и кавказцы в советском кино. «Свинарка и пастух»

21:55, 12 июля 2011

Эпохальным событием в советском кинематографе стала  лента «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева.  Ее главный герой – дагестанский пастух Мусаиб — продолжает галерею образов кавказцев в советском кино, формирование которой началось в 1920- е годы. Джигит на белом коне, побеждающий соперника, вытесняет теперь образы горцев, в фильмах 1920-х гг. униженных своими классовыми врагами.

«Свинарка и пастух» была задумана и почти целиком снята до войны, тогда, когда о войне многократно – 84 раза — предупреждали, в воздухе носилось зловещее предчувствие войны, а Москва тем временем публично опровергала информацию о готовящемся вторжении немцев.  Картина вышла на экраны в ноябре 1941 года. Зрители, увидевшие на экране поэтический образ земли, которую они защищали, воспринимали фильм «Свинарка и пастух» как фильм военный.

На волнах, волнах эфира, потерявши внешний вид,Скотоводница Глафира со страною говорит,Как живет она прекрасно, на работе как горит,Как ей все легко и ясно — со страною говорит.А страна все это слышит, не видна, как за рекой,Лишь молчит и шумно дышит, как огромный зверь какой. 

 Кинокритики пишут об истории замысла фильма: в 1940 году Иван Пырьев часто заходил на открывшуюся тогда Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Однажды в Палехском павильоне режиссер купил шкатулку. На ней были изображены пастух, играющий на свирели, и девушка в сарафане, пасущая поросят. Так начал рождаться сюжет и жанр будущей картины, сценарий которой Пырьев написал вместе с поэтом Виктором Гусевым. 

«Свинарка и пастух» — это музыкальная романтическая комедия с Мариной Ладыниной в главной роли и молодым актером Владимиром Зельдиным, для которого роль дагестанского пастуха стала дебютом.

 «Свинарка и пастух» – это советский вариант романтических сельских историй, которыми полна французская и английская литература. Только в фильме этот рассказ становится бытовой зарисовкой с социальными подробностями.

Фильм начинается с того, что  на выставке в зале ВДНХ, архитектура которой сама по себе символизировала триумф советского строя,  встречаются знатная свинарка Глаша Новикова и знатный пастух из Дагестана Мусаиб Гатуев. Дальше сценарий развивается  по канонам жанра: разлука, коварный Кузьма, конюх-разлучник,  неразбериха, комедия ошибок, ревность и неизбежный хеппи энд.

Критики тут же назвали фильм  «деревенским лубком», деревенским балаганом,  но зрители приняли  с огромным восторгом – простая уютная Глафира и кавказский рыцарь Мусаиб сразу же полюбились людям, уставшим от тревог войны.

Картина  на самом деле — народный лубок. И безвкусица, которая есть в этом фильме, и идеализация жизни, людей  и отношений — это все качества народного лубка, это фольклорное кино. Кино в этом случае и есть фольклор в собственном смысле этого слова. И в этом смысле «Свинарка и пастух» — это образцово-показательный фильм.

Он берет и сталкивает там два фольклорных начала: представление о Кавказе и вологодский север.

  Он сталкивает наивно-простоватую Глашу и пастуха Мусаиба, выведенного почти в стиле Лермонтова и поэм Руставели.

Выражением такого столкновения полярностей выглядит одна из известных сцен фильма —  Глаша спасает поросят, а  Мусаиб мужественно отбивает свое стадо от  волков.

Он сталкивает, наконец, женщину, которая всю свою жизнь разводит свиней, с мусульманином- горцем, для которого свинина запрещена Кораном, c женщиной, для которой забота о поросятах — главное ремесло…

Более того, фильм не только сталкивает их, но и объединяет их как пару — соединяет то, что априори соединить невозможно. Потому что Глаша со своим свинарником  никогда не будет принята ни его семьей, ни его традицией…

Это фильм – сказка-миф про счастливую жизнь, про светлое будущее, про большую любовь,  которая в таком варианте могла случиться разве что только в фильме..

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector