Фильм «свинарка и пастух». актеры, снимавшиеся у режиссера пырьева

Бронь — одна на всех

Страшное сообщение о начале войны застало киногруппу в поезде. Актеры как раз возвращались из Кабардино-Балкарии.

«Вечером вошел проводник и сказал, что немцы выступили против нас. Никто сначала не
поверил. И только на вокзале узнали, что действительно началась война», — вспоминает
Владимир Зельдин.

Вся съемочная группа отправилась в Москву. Иван Пырьев пошел на фронт добровольцем. А Владимира Зельдина направили в танковую школу.

«Но танкистом я не стал. Через месяц съемочную группу отозвали из военных частей и
приказали продолжать съемки. У нас, у артистов, была «своя война». В течение nepeвыx
четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву наряду с ночными
дежурствами на крышах своих домов доснимался этот светлый, солнечный фильм. Сейчас
тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма — радостные встречи на
сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства -все это снималось под
бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены», —
вспоминает Владимир Зельдин.

По указанию Сталина всем участникам съемок была предоставлена так называемая бронь —
до окончания съемок никого не призывали на фронт. Работа над фильмом спасла жизнь
Владимиру Зельдину. Все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы
войны…

Наталья БОБРОВА, 06.11.2006

Коров пасет… электроток

Сейчас хозяйств, в которых понятие «пастух» сохранило привычный смысл, становится всё меньше. Многочасовую работу под открытым небом сменили продвинутые технологии. Цифровизация, пусть медленнее, проникает и в кавказские регионы, где чабаны стараются придерживаться старых порядков, но и там, в горах, появились рации или спутниковые системы.

В Ивановской области уже есть хозяйства, где новые технологии полностью заменили физический труд.

 Владимир Лисицын окончил Ивановскую сельскохозяйственную академию и сейчас работает в международной компании консультантом по болезням крупного рогатого скота. По его словам, в больших перспективных хозяйствах уже забывают слово «пастьба».

«Раньше животных пасли, чтобы они питались подножным кормом, – говорит Владимир. – Сегодня его привозят к кормовому столу. Есть предприятия, где всё еще пасут, и там изменений нет. Такие хозяйства обычно имеют финансовые затруднения. Если брать сектор мясного животноводства, то за скотом «присматривают» электропастухи»…

Вместо подойника – «Карусель»

Исполняющий обязанности директора СПК «Племенной завод им. Дзержинского» в Гаврилово-Посадском районе Магомед Алигаджиев рассказал корреспонденту «ИГ», что сейчас в их хозяйстве скот не пасут, а круглогодично содержат на фермах. Летом работники заготавливают траву на зиму.

Операторы по уходу за коровами, которые пришли на замену пастухам в гавриловопосадском хозяйстве, должны поправлять корм и подстилочный материал в течение дня, следить за чистотой поилок и мест передвижения животных.

Вот такая «Карусель» действует в СПК «Племзавод им. Дзержинского» (снимок сделан накануне открытия доильного зала).

Обязанности доярок с развитием технологий также изменились: теперь они занимаются машинным доением, следят за обработкой вымени животных до доения и после, прилаживают доильные аппараты.

«Доярки раньше всё делали вручную – за каждой было закреплено по 15 коров. Сейчас доим с помощью специальных приспособлений – «каруселей». Раньше в обязанности доярок входило выявление случки, уход за животными, подготовка к отелу. А сейчас всё это делают машины, за которыми следят операторы», – рассказал Магомед Алигаджиев…

Сейчас на фермах используют разные системы доения, и у персонала, который работает на оборудовании, может быть разный уровень квалификации. Доильные залы «Карусель» относятся к усовершенствованным технологиям. При их использовании оператор стоит на одном месте, а коровы – на крутящейся поверхности. 

Раньше доярки ходили от коровы к корове и сливали молоко в баки. Сейчас есть вакуумные системы, где оператор переносит оборудование, а молоко по трубам идет в «танк».

Самые современные технологии внедрены на крупных предприятиях. Там работают дояры-роботы, а оператор управляет ими с помощью компьютера, и контакт человека с животными совсем устранен. Таких предприятий пока немного не только в Ивановской области, но и в масштабах страны.

Мусаиба выбрали дамы

Актера на роль пастуха Мусаиба не могли найти долго. Сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Ассистент режиссера пригласил на пробы еще и русского актера — Владимира Зельдина: тот часто играл в театральных постановках героев-любовников, да и похож был на грузина.

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял не сразу. Владимир Зельдин вспоминает: «Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И кстати, все женщины съемочной группы выбрали именно меня».

А дело было так. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом. В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.

«Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом», — вспоминает Владимир Зельдин.

Выяснилось, что Владимир Зельдин отлично держится в седле. И на съемках сцены, когда горец скачет на коне по крутой, отвесной, извилистой дороге, Зельдин наотрез отказался от дублера.

«Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника», — рассказывает Владимир Зельдин.

Сюжет кинокартины

История фильма рассказывает о влюбленных, которые приехали на ВДНХ из очень удаленных друг от друга мест нашей Родины. Она — свинарка Глафира из Вологодского колхоза, а он — Мусаиб из глухого аула в Дагестане. Вернувшись домой, они ждали новой встречи. А тем временем за вернувшейся из Москвы красавицей Глашей ухаживал бездельник Кузьма. Он подменил письмо Мусаиба и обманул ее, сказав, что Мусаиб женился в своем ауле. На Петров день назначили свадьбу Глафиры и Кузьмы, но нашлись добрые люди и предупредили Мусаиба о готовящейся женитьбе. И он успел как раз вовремя. Все счастливы, зло наказано. Вот такой незамысловатый сюжет.

Интересно то, что в этом фильме все герои говорят только стихами. Но это выглядит настолько естественно, что совсем незаметно. Сценарий написал Виктор Гусев, а музыку Тихон Хренников.

И сделали героя шалопаем

Николай Крючков до фильма «Свинарка и пастух» играл людей только «в тельняшке или
гимнастерке». Остается загадкой, как Иван Пырьев не побоялся дать роль шалопая Кузьмы
актеру
с героическим амплуа. Правда, Николай Крючков за эту роль чуть не поплатился
карьерой. Василий Сталин грозился сослать актера в Сибирь за то, что он
скомпрометировал «прежние образы, любимые народом».

Роль буфетчика-кавказца сыграл Осип Абдулов. Его знали по фильмам «Остров сокровищ» и
«Светлый путь». Узнав, что его фамилии даже не будет в титрах, актер огорчился. Но
потом решил сыграть буфетчика так, чтобы его роль запомнили надолго. И ему это
удалось. Произнесенную им фразу: «Грузинский знаю, армянский знаю… этот язык — не
знаю!» — все зрители и впрямь запомнили.

Редкие гости

Супруги не любят покидать аул. Дочери и сыновья, что остались в Дагестане, иногда забирают их к себе. Но долго пенсионеры не выдерживают – просятся обратно.

И не жалеют, что в свое время не последовали примеру односельчан. Живут мирно и спокойно, без споров и ругани. Одиночество, говорит глава семейства, только сплотило. И отшельниками себя не считают. За всем, что происходит в мире, следят по телевизору.

Признаются, правда, что скучают по общению. В уютном доме Магдиевых гости бывают редко. Обычно – охотники и чабаны, которые случайно забрели в аул. Для каждого, добавляет Абакар, двери всегда открыты.

Свинарка и пастух фильм (1944) смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

ivi 6,6 КиноПоиск7,1 IMDb6,7 Ваша оценка: Режиссер Иван Пырьев Актеры Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Николай Крючков, Никита Китаев, Григорий Алексеев, еще

«Свинарка и пастух» — классика советского кинематографа от режиссера Ивана Пырьева. Всем ностальгирующим по советского прошлому мы рекомендуем смотреть онлайн музыкальную комедию «Свинарка и пастух» в нашем интернет- кинотеатре. В жизни свинарки Глаши и конюха Кузьмы из Вологодской области свершается событие: они приглашены на сельскохозяйственную выставку в Москву. Легкомысленный и недалекий Кузьма все время думает о московских магазинах, параллельно приударивая за серьезной и ответственной Глашей. Девушка же, по наказу бабушки, напротив, нацелена на то, чтобы почерпнуть как можно больше знаний о свиньях. На выставке Глаша внезапно встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, в которого моментально влюбляется. Влюбленные договариваются о свидании на этой же выставке через год. По возвращению домой Глаша применяет знания, приобретенные в Москве, а бездельник Кузьма шатается по деревне и докучает девушке приставаниями и игрой на баяне. Мусаиб не может забыть Глашу и пишет ей письма, которые бесстыдно перехватывает Кузьма. Удастся ли возлюбленным воссоединиться, невзирая на злые козни надоедливого конюха?

Смотреть фильм Свинарка и пастух онлайн вы можете совершенно бесплатно в хорошем качестве. Приятного просмотра!

  • Фильм вышел в прокат в СССР в ноябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, суровая современность отображена в финальной песне.
  • В 1944 году, меньше чем за год до победы советских войск над нацизмом, прокат картины прошел в США под названием «Они встретились в Москве».
  • С 1945 по 1946 кино увидели жители Финляндии, Франции, Германии, Австрии.
  • В те времена считалось хорошим тоном указывать госнаграды в титрах, поэтому фамилии режиссера Пырьева, актеров Ладыниной и Крючкова некоторое время не указывались: при Хрущеве их удалили, поскольку звезды были лауреатами Ордена Сталина.
  • В тот же период из картины были вырезаны те кадры ВСХВ (сейчас известной как ВДНХ), где была видна статуя Иосифа Виссарионовича.
  • Изъятия были возвращены в фильм только с появлением реставрационной студии «Крупный план», которая с конца 80-х годов занялась изданием советских шедевров, поэтому картина «Свинарка и пастух» в полной версии впервые вернулась к зрителям на видеокассете.
  • Диалоги ловко зарифмованы, чтобы в кинотеатре с любыми условиями можно было достроить ту часть слов, которую не расслышали, в те времена это был распространенный прием.
  • Зельдин в своей роли говорит с мягким акцентом, но в восстановленной части аудиодорожки знаменитую песню о дружбе в Москве исполняет на чистом русском языке.
  • Фильм является единственной в мире музыкальной комедией, где показана реанимация новорожденного поросенка.

Талантливую скотницу Глашу Новикову, жительницу северного села, отправляют в Москву на грандиозную выставку. Бабушка дает четкие инструкции: собрать все полезные сведения о свиноводстве.

В Москве Глаша загляделась на портрет овцевода из республики Дагестан – Мусаиба Гатуева. На экскурсии девушка не хочет идти дальше и убегает от своей группы к свинкам. Во время побега она сталкивается с живым Мусаибом, он моментально влюбляется.

Глаша ставит ему условие – повстречаться на этой же выставке через год. Для этого они должны очень хорошо потрудиться.

Дома скотница добивается с помощью новых знаний рекордного прироста поголовья.

Мусаиб совершает подвиг: от стада отбились три тельные овцы, и ему приходится вступить в бой с волками.

Поклонник отправляет трогательное письмо Глаше, но на дагестанском языке. Местный конюх делает подложный перевод, говоря, что, якобы, Мусаиб женился.

Очередная московская выставка открывается портретом Глаши, потому что ей удалось стать одной из лучших работниц сельского хозяйства. Дагестанец узнает, что любимая осталась дома и там собирается выйти замуж за конюха.

Мусаиб в последний момент приезжает в северное село. Конюх хочет затеять драку с соперником, но за вскрывшийся обман получает тумаков от Глаши. Невеста и новый жених поют заключительную песню.

Жизнь в ауле

С годами просторный дом Абакара и Муминат вновь ожил – родились двое сыновей и три дочери. Мать и отец сделали все, чтобы дети росли без нужды. И теперь гордятся: у всех пятерых – высшее образование.

«Устроили их в школу в Махачкале. От нас примерно три часа езды в одну сторону. Отдавать в интернат не хотели, скопили на частный дом – там они и жили все вместе, пока учились. Присматривали за ними по очереди дяди и тети, которые давно перебрались семьями в город. А мы с Муминат приезжали каждую неделю», – рассказывает пастух.

После развала колхоза Магдиевы взяли в аренду землю, завели хозяйство. Скот держат до сих пор – 30 телят, 40 коров. Есть куры и пасека.

«Восемь фляг по 20 литров – столько меда собираем в лучшие годы, – не скрывает гордости хозяин. – Сейчас вышло меньше. Все раздаю детям и внукам, которых у нас уже одиннадцать. Раньше разводили овец. Но с недавних пор перестали – за ними глаз да глаз, волки охотятся. А я уже не такой подвижный».

Распорядок дня у Магдиевых сложился давно – Абакар встает с рассветом, пасет животных, возвращается под вечер. Супруга доит коров, выхаживает новорожденных телят, убирает, готовит. Еще варит сыр – за ним приезжают из всех ближайших селений.

Три года назад у Муминат пропало зрение. Вся ответственность теперь на Абакаре, но он не жалуется. Говорит, здоровье позволяет, а это главное. К тому же домашние дела жена не бросила – «руки помнят».

Живут Магдиевы, можно сказать, с удобствами – есть и электричество, и водопровод. Для кухни – газовые баллоны. В холодное время обогреваются печкой-буржуйкой. Мобильная связь действует, а вот с интернетом сложно – чтобы поймать устойчивый сигнал, нужно пройти пешком пару километров.

Не хватает дорог – «хоть бы гравием посыпали». Из аула супруги выезжают редко. Больница, к примеру, в райцентре – селе Кумухе в 30 километрах от Чаяха. К врачам обращаются в крайнем случае, больше лечатся народными методами. Их аптека – горные склоны, где растут «травы от всех недугов».

Ближайший продуктовый – тоже в Кумухе. Обычно до него подбрасывают знакомые из соседних деревень. Многие друзья юности Абакара ушли из жизни – помогают их дети.

Родные сыновья и дочери тоже поддерживают. Все пятеро разъехались по разным городам России и мира. Но навещают регулярно. Не оставляют Абакара и Муминат в полном одиночестве – сменяют друг друга.

«Недавно дочка прилетала из Лондона на пару месяцев. У нее трое детей, старшие захотели учиться за границей. Так и перебрались на чужбину. Не жалеют. Хоть и очень скучают по родному краю. Теперь сына ждем – он в Махачкале, вот-вот должен приехать!» – радуется Абакар.

Жизнь в Чаяхе, по словам чабана, тихая и размеренная. Происшествия – большая редкость. К примеру, в 2017-м выпал град размером с яйцо: перебил почти всех кур, порубил траву, продырявил крышу дома и стены фермы. Дети восстановили.

Редкие гости

Супруги не любят покидать аул. Дочери и сыновья, что остались в Дагестане, иногда забирают их к себе. Но долго пенсионеры не выдерживают – просятся обратно.

И не жалеют, что в свое время не последовали примеру односельчан. Живут мирно и спокойно, без споров и ругани. Одиночество, говорит глава семейства, только сплотило. И отшельниками себя не считают. За всем, что происходит в мире, следят по телевизору.

Признаются, правда, что скучают по общению. В уютном доме Магдиевых гости бывают редко. Обычно – охотники и чабаны, которые случайно забрели в аул. Для каждого, добавляет Абакар, двери всегда открыты.

В последние годы дети и внуки бывших соседей строят в ауле дома. Летом приезжают сюда отдохнуть. Чабан и доярка рады переменам, но мечтают, чтобы люди возвратились в брошенный Чаях насовсем. И в глубине души уверены: когда-нибудь этот день настанет.

Против злого быка – только хлыст с гайкой

Николай Муравьёв, житель села Ногино (Приволжский район), с седьмого класса работал пастухом. В его стаде было 25 коров. Среди них гулял злой бык, который постоянно «гонял» Николая. День пастуха начинался, когда у некоторых молодых людей сейчас он еще не заканчивается – в 4:00. Коров нужно было пасти до 11 утра в любую погоду. Чаще это был зной, а тени можно было и не найти. Затем буренок вели назад к своим хозяевам, а в 16:00 снова выгоняли их и пасли до 21:00. Таким образом, пастух работал по 12 часов в день.

«С быком удавалось договориться только одним способом. У меня был хлыст, к которому я привязывал гайку. Когда бык начинал «агрессировать», я его воспитывал этим хлыстом. Гайка до крови продирала шкуру, но это был единственный способ его усмирить», – вспоминает Николай Муравьёв.

Работа была тяжелой. Погода не всегда баловала, кусали слепни, мошки… Каждая корова – с характером, и уследить за всем стадом временами было непросто. Но такой опыт формировал деревенскую закалку, менял образ жизни и оставил яркие воспоминания о детстве.

Поросята — жертвы искусства

Сомнений в том, кто будет играть главную женскую роль, у режиссера не возникало.
Конечно же, его супруга — Марина Ладынина. Его муза, его главная актриса. (Позже,
правда, у режиссера появилась другая муза — Лионелла Скирда, а Марина Ладынина
оказалась практически отлученной от кино.) Но на съемочной площадке Ладыниной
приходилось нелегко. Муж-режиссер был с нею так же строг, как и с другими актерами.
Хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а
я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, — позже вспоминала
актриса. — Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая
любимая роль».

Лишь в одной сцене актриса испытала немалые трудности. Ладынина не любила свиней, а
по сценарию ей приходилось делать им даже искусственное дыхание. Для съемок этого
эпизода поросятам давали наркоз, они засыпали, а актриса их как бы оживляла. Самое
сложное было рассчитать дозу снотворного — на вес маленького поросенка и на время,
необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без
поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он — уиик! — и подох», — с большой
неохотой рассказывала потом Ладынина.

Мусаиба выбрали дамы

Актера на роль пастуха Мусаиба не могли найти долго. Сыграть пастуха желали десятки
кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Ассистент режиссера пригласил на пробы
еще и русского актера — Владимира Зельдина: тот часто играл в театральных постановках
героев-любовников, да и похож был на грузина.

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял не
сразу. Владимир Зельдин вспоминает: «Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И кстати,
все женщины съемочной группы выбрали именно меня».

А дело было так. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную
сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом.
В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин — участниц массовки, костюмерш,
реквизиторов.

«Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли
симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась
работа над фильмом», — вспоминает Владимир Зельдин.

Выяснилось, что Владимир Зельдин отлично держится в седле. И на съемках сцены, когда
горец скачет на коне по крутой, отвесной, извилистой дороге, Зельдин наотрез
отказался от дублера.

«Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой
ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского
всадника», — рассказывает Владимир Зельдин.

Поросята — жертвы искусства

Сомнений в том, кто будет играть главную женскую роль, у режиссера не возникало. Конечно же, его супруга — Марина Ладынина. Его муза, его главная актриса. (Позже, правда, у режиссера появилась другая муза — Лионелла Скирда, а Марина Ладынина оказалась практически отлученной от кино.) Но на съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко.

Муж-режиссер был с нею так же строг, как и с другими актерами. Хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, — позже вспоминала актриса. — Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль».

Лишь в одной сцене актриса испытала немалые трудности. Ладынина не любила свиней, а по сценарию ей приходилось делать им даже искусственное дыхание. Для съемок этого эпизода поросятам давали наркоз, они засыпали, а актриса их как бы оживляла. Самое сложное было рассчитать дозу снотворного — на вес маленького поросенка и на время, необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он — уиик! — и подох», — с большой неохотой рассказывала потом Ладынина.

Эпоха датчиков

Цифровизация постепенно внедряется во все сферы жизни, и сельское хозяйство не исключение. Операторы связи предлагают агробизнесу свои решения, направленные на то, чтобы снизить расходы предприятий на самый дорогой ресурс – человеческий труд.

Пасущееся стадо коров требует к себе внимания минимум двух человек: пастуха и ветеринара. Чтобы содержать крупный рогатый скот, современные компании предлагают внедрять датчики, которые будут показывать, где в данный момент находятся коровы. «Пастуху» нужно просто сидеть у экрана компьютера и следить за их перемещением. Эти же датчики с необходимой периодичностью передают данные о здоровье каждого животного ветеринару. Можно подключить уведомления на телефоне, и если «пастух» по каким-то причинам не сможет находиться у компьютера, на его телефон придет оповещение о нештатной ситуации.

Любой скот надо держать в помещении и кормить. На ферме можно установить емкость с зерном, которая автоматически в нужное время будет поступать каждому животному в хлев. В эту же тару помещается датчик, который контролирует температуру и уровень влаги, чтобы корм не портился. Когда зерно заканчивается, автоматически поступает напоминание, что пора ехать за следующей партией.

На птицефабриках, где в инкубаторах важен температурный режим, тоже можно установить датчик контроля температуры, увлажненности и других необходимых параметров.

На тракторах и комбайнах встроенный компьютер может корректировать движение техники, делая обработку почвы эффективнее. Те же датчики проанализируют влажность почвы, кислотность, наличие нужных растениям элементов. Также можно автоматизировать полив, установив устройство, способное оценивать погодные условия. Проще говоря, если прошел дождь, то датчик срабатывать не будет.

Эти базовые возможности многим пока кажутся дорогими, но сейчас это уже не требует баснословных инвестиций, как было раньше.

Интересные факты

Существует несколько интересных подробностей о съемках самой картины и о тех, кто принимал в них участие.

Например:

  • Маленькие села, в которых происходили съемки многих эпизодов, существуют и по сей день.
  • Фильм был показан и в США, правда, там он вышел в прокат под называнием «Они встретились в Москве».

Съемки проходили в 1941 году, к началу войны картина еще не была закончена. Когда началась война, режиссер Пырьев решил уйти на фронт, и уже записался в добровольцы, однако московское руководство приказало остаться и продолжить работу над картиной.

  • Премьера «Свинарки и пастуха» состоялась 6 июня 1944 года. В этот день кинолента вышла на экраны не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира.
  • Версия фильма, которую можно увидеть и сегодня, является урезанной, так как из ленты были удалены все упоминания о Сталине. Это обусловлено борьбой с культом личности.

 

Также из титров было изъято упоминание фамилии режиссера, так как он был лауреатом шести Сталинских премий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector