Бернардо бертолуччи: как начать смотреть его фильмы

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

Цитаты о Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи в отеле «Савой». Лондон, 1973 год

«Когда я думаю о Бертолуччи — человеке, художнике — на ум приходит слово „утонченность“. Да, он был ярким и провокационным, но гармония и изя­ще­ство, с помощью которых он выражал себя, и его глубокое понимание соб­ствен­ной истории и культуры делали его творчество и само его присутствие в нашем мире такими особенными, такими волшебными»  J. Kay. Martin Scorsese Pays Tribute to «Magical» Bernardo Bertolucci // DcreenDaily. 27 November 2018..

«Учитывая, что в киношколе я не учился, каждый кадр его фильмов был и останется для меня уроком, для меня существует прямая линия Феллини — Бертолуччи. И ничего больше»  П. Перроне. Бернардо Бертолуччи. Больше, чем эпитафия // Искусство кино. 26 ноября 2019 года..

«„Конформист“ — лучший фильм, в котором я участвовал. Моя лучшая актер­ская работа. Так получилось благодаря режиссеру, но также в силу некоторых внешних обстоятельств, ужасных и мучительных. В такие моменты необы­чайно обостряются реакции актера. Бертолуччи был рядом, и он исполь­зовал мое отчаяние»  50 лет фильму «Конформист» Бертолуччи: о фашизме, цвете, свете, монтаже, Трентиньяне и его драме // Искусство кино. 1 июля 2020 года. .

 «Бертолуччи был для меня постоянным источником вдохновения, он был создателем смелых идей и кристально чистых образов»  П. Перроне. Бернардо Бертолуччи. Больше, чем эпитафия // Искусство кино.  26 ноября 2019 года..

«14 октября 1972 года станет вехой в истории кино, сравнимой с 29 мая 1913 года — первым исполнением „Весны священной“ — в истории музыки. „Последнее танго в Париже“ вызывает такое же гипнотическое волнение, что и „Весна священная“, та же первобытная сила, тот же напористый, оглушающий эротизм. Прорыв в кино наконец наступил»  P. Kael. Last Tango in Paris. The Criterion Collection. 28 January 1991. Перевод автора..

как начать смотреть фильмы:

Вуди Аллена

Альфреда Хичкока

Милоша Формана

Джима Джармуша

Андрея Тарковского

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Визуальный стих дня

Василиск Гнедов и поэма-перформансПоздравление дня

Бешеное от Джима КерриКарикатура дня

Граффито Алексаменоса 

Архив

С каких фильмов не стоит начинать

Кадр из фильма «Невинный». 1976 год

С последней картины «Невинный» (1976) по раннему роману Габриеле д’Аннунцио: Висконти снимал ее в инвалидном кресле после перелома шейки бедра и не успел закончить. Режиссер умер от тромбоза через несколько дней после просмотра чернового монтажа, которым остался недоволен.

Кадр из фильма «Посторонний». 1967 год

Не лучшая точка входа в мир Висконти и еще одна экранизация (1967) — романа Альбера Камю «Посторонний». Этот фильм со звездами европейского кино Марчелло Мастроянни и Анной Кариной был номинирован на «Золотого льва Святого Марка» в Венеции и американскую премию «Золотой глобус», но наград не получил и был прохладно принят критиками. От Висконти ждали радикальной интерпретации, но он, наоборот, экранизировал Камю слишком близко к тексту, и на фоне других работ фильм кажется блеклым.

Кадр из фильма «Одержимость». 1943 год

И, пожалуй, не стоит начинать знакомство с Висконти с его первого фильма «Одержимость» (1943) с Кларой Каламаи и Массимо Джиротти. Черты уникального авторского стиля здесь еще не проявлены в полной мере и будут лучше видны после просмотра главных картин режиссера.

«Ускользающая красота» (1996)

История об очаровательной юной американке, которая после самоубийства матери, знаменитой поэтессы и топ-модели, уезжает в Италию. Она собирается провести лето на вилле давних друзей семьи, расположенной на фоне живописных холмов Тосканы. Там девятнадцатилетняя Люси вновь встречает мужчину, который четыре года назад подарил ей первый поцелуй и, как она считает, написал ей лучшее в жизни письмо. У девушки есть еще один важный мотив приезда в Италию: она хочет узнать, кто же является ее настоящим отцом. В дневнике ее матери есть запись о близости с неназванным мужчиной в августе 1975 года, в результате которой на свет появилась Люси. Юной американке предстоит пережить еще не одно потрясение и открытие…

В переводе с итальянского название фильма звучит, как «Я танцую сама по себе». Кстати, Лив Тайлер могла не сыграть в фильме Бертолуччи. Когда ей позвонили от режиссера и предложили роль, Лив ответила отказом. Но ее отец Стивен Тайлер убедил дочь, чо такой шанс выпадает только раз в жизни. В итоге, роль юной Люси сделала Лив звездой и открыла ей дорогу в Голливуд.

Семь классических кадров из фильмов Висконти

1 / 7

Кадр из фильма «Земля дрожит». 1948 год

Строгая графика и минималистский стиль Альдо Грациати, оператора-постановщика картины, подчеркивают суровость условий, в которых живут герои фильма.

Universalia Film

2 / 7

Кадр из фильма «Рокко и его братья». 1960 год

Знаменитая сцена объяснения персонажей Алена Делона и Анни Жирардо на крыше миланского Дуомо — буквально под облаками.

Titanus; Les Films Marceau

3 / 7

Кадр из фильма «Леопард». 1963 год

45-минутный эпизод бала стал одним из самых дорогих и сложнопостановочных в итальянском кино.

Titanus; Société Nouvelle Pathé Cinéma; Société Générale de Cinématographie

4 / 7

Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год

Хельмут Бергер в образе Марлен Дитрих из фильма Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел».

Eichberg-Film GmbH; Ital-Noleggio Cinematografico; Praesidens; Pegaso Cinematografica

5 / 7

Кадр из фильма «Смерть в Венеции». 1971 год

Тадзио (Бьёрн Андресен) — воплощение абсолютной красоты.

Alfa Cinematografica; Warner Brothers Pictures

6 / 7

Кадр из фильма «Людвиг». 1972 год

Вершина декоративного стиля Висконти — пышного, изысканного, утонченного.

Mega Film Romana; Cinetel Paris; Divina Film München; Dieter Geissler Filmproduktion

7 / 7

Кадр из фильма «Семейный портрет в интерьере». 1974 год

Берт Ланкастер, альтер эго Лукино Висконти.

Rusconi Film; Gaumont International

Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)

Биография, Документальный

Режиссер: Стивен Райли

В ролях: Марлон Брандо, Стелла Адлер, Бернардо Бертолуччи

Уникальный аудио-автопортрет гениального актера

Создателям фильма удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику — аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии

Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности.

Фильм Про. Коллекции

Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.

Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы

Конформист

Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер

Последнее танго в Париже

Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер

Двадцатый век

Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер

Последний император

Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер

Ускользающая красота

От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»

Мечтатели

Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер

Ты и я

Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»

Мечтатели,
Конформист,
Последний император,
Последнее танго в Париже,
Ускользающая красота,
Двадцатый век,
Ты и Я

Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул

Новинка

«Осажденные»

Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.

Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.

«Мечтатели» (2003)

Действие фильма разворачивается в Париже. в мае 1968 года, когда во время европейской контркультурной революции студенты строили баррикады.

Молодой американец Мэтью приезжает в столицу Франции  по программе студенческого обмена, чтобы улучшить свое знание французского. Там он находит единомышленников – Изабель и ее брата Тео, которые дни и ночи напролет смотрят фильмы и не выходят из дома. Сначала простое увлечение кино перерастает в сложную паутину психологических и сексуальных отношений. В это же время беспорядки на улицах Парижа достигают своей кульминации.

Слоган фильма звучит так: «Вместе – все возможно. Вместе – ничто не запрещено». Изначально на главную роль рассматривались актеры Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Но Ди Каприо отказался, так как был задействован в это время в картине «Авиатор», а Джилленхол не захотел сниматься из-за наличия обнаженных сцен. В итоге Бертолуччи отдал роль Майклу Питту прямо перед началом съемок.

Биография Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме (Италия) в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. Его мать Нинетта была учительницей. С раннего детства отец поощрял интерес сына к фильмам и часто брал его с собой на съемки.

В 1960-1962 годах Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета. Во время учебы он писал стихи и снимал любительские фильмы.

Первой его пробной картиной была «Канатная дорога». Бертолуччи снял ее в 1957 году, а через год у него вышла еще одна картина под названием «Смерть свиньи». В студенческие годы Бертолуччи также выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», за который получил Национальную литературную премию и книгу стихов «В поисках загадки», за которую ему дали премию Виареджо.

Во время учебы Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины «Аккатоне».

В 1962 году, увлекшись съемками своего первого полнометражного игрового фильма «Костлявая кума», Бертолуччи бросил университет и целиком посвятил себя дебютной детективной истории о социальной несправедливости.

В 1964 году Бертолучи снял второй фильм «Перед революцией», который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма, а через год вышел его полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод».

В 1968 году на экраны выше его фильм «Партнер», который представлял вольную экранизацию повести «Двойник» Федора Достоевского.

В 1960-1970-х годах режиссер начал снимать политического кино «Стратегия паука» (1970), «Конформист» (1970). В 1968 году, увлекшись идеями левых, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1972 году режиссер снял «Последнее танго в Париже» — романтическую трагедию любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Фильм стал невероятно популярным, особенно во Франции, а в США он вошел в десятку самых кассовых кинокартин. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, но при этом в Италии он получил условный тюремный срок за «богохульство» и был лишен избирательных прав на пять лет.

В 1976 году Бертолуччи снял фильм о борьбе социальных классов в Италии под названием «Двадцатый век». Затем вышли его фильмы «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981).

В 1987 году режиссер снял картину «Последний император», которая получила девять «Оскаров», а сам Бертолуччи удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также эта картина получила премию «Золотой глобус».

В 1990 году Бертолуччи снял психологическую драму «Под покровом небес», а в 1993 году вышел его «Маленький Будда».

В 1996 году после 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота».

В 2003 году на экраны вышел его фильм «Мечтатели». После выхода этого фильма режиссер анонсировал съемки картины «Бельканто», но потом отложил их на неопределенный срок и объявил о запуске нового проекта.

В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я», снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.

«Последний император» (1987)

Картина рассказывает о последнем императоре Китая Пу И, который был повелителем огромного количества человек. Ему предсказывали «десять тысяч лет счастья», но XX век перемен внес свои коррективы в мир древних традиций. Последний из династии Пу И в 1908 году, в возрасте трех лет, был возведен на Трон Дракона. Люди относились к императору-ребенку с трепетом, возводя его в ранг божества. Ему было разрешено все, кроме одного, ему не разрешалось покидать пределы дворца.

Биографическая драма Бернардо Бертолуччи получила положительные отзывы критиков, 9 статуэток «Оскар», 4 награды «Золотой глобус» и 3 премии BAFTA. Фильм также имел кассовый успех: только в прокате в США собрал более $43 миллиона при бюджете 23 миллиона.

Бернардо Бертолуччи смотреть все фильмы режиссёра онлайн в хорошем качестве

Бернардо Бертолуччи в хорошем качестве

Кино онлайн: где смотреть лучшие фильмы бесплатно?

Мир кино дарит все больше возможностей смотреть сериалы и фильмы бесплатно. К традиционной телепродукции и походу в кинотеатр добавился еще и потенциал сети Интернет. Каждый ценитель кинопродукции, сопоставляя все преимущества, выбирает приемлемый для себя способ. Для многих смотреть онлайн стало приоритетным методом. Причиной всему являются позитивные факторы режима онлайн. Отсутствие временных ограничителей, возможность делать паузы, когда нужно – это плюсы, которые характерны для режима онлайн. Поэтому, смотреть хорошее кино выгодней именно у нас на сайте. Мы ценим время наших посетителей, которые могут наслаждаться контентом без регистрации. Не нужно вводить персональные данные, привязывать профиль к почте и совершать прочие бесполезные формальности. Оперативность и удобство предопределили востребованность для категории кино бесплатно. К вашим услугам множество разделов с самыми интересными произведениями различных жанров. Несколько секунд и любимые актеры радуют вас своим талантом и мастерством.

Смотреть онлайн в качестве HD фильмы

Кино-портал «Фильмы онлайн» позволяет Вам смотреть онлайн в качестве HD любой фильм у себя дома. На нашем сайте Вы можете найти любые отечественные фильмы онлайн. Как старые советские военные фильмы, музыкальные фильмы, популярные в то время, так и ультрасовременные русские триллеры. Детективы, семейные фильмы, фильмы в жанре криминал и многое другое доступно в базе, превышающей 23000 фильмов. Среди самых популярных жанров новинок кино можно выделить такие: фэнтези, фантастика, ужасы, приключения, мюзиклы. Такие фильмы славятся впечатляющими спецэффектами, насладиться которыми можно лишь в хорошем качестве. Если Вы хотите посмотреть не только художественные фильмы, но и документальные, хроники, церемонии, фильмы о спорте, концерты и даже фильмы для взрослых, то и здесь Кино-портал «Фильмы онлайн» вам пригодится. Онлайн-кинотеатры уже давно зарекомендовали себя, как удобный вид просмотра.

Смотреть онлайн фильмы разных жанров

Вы можете сами выбирать приемлемое для вас хорошее качество, вплоть до 720p. Особым преимуществом онлайн-кинотеатров является удобство поиска. Ведь, как разобраться в огромном разнообразии жанров, что выбрать? Напряженные драмы, пафосные вестерны, комедии, чувственные мелодрамы.. Обычно, на сервисах предоставляющих услугу онлайн-кино, все фильмы разделены по определенным жанрам, что помогает с легкостью найти именно то, что Вы хотите. Немаловажным моментов является и то, что на нашем сайте все фильмы доступны в хорошем качестве, вплоть до HD 720/ При этом, любой фильм можно посмотреть совершенно бесплатно. В эпоху высоких технологий смотреть фильм, который полностью отвечает Вашим предпочтениям, желаниям и настроению на данный момент, можно в любое время дня и ночи, не выходя из дома и не испытывая никаких затруднений. Ведь все кинокартины можно смотреть онлайн. То есть в один клик.

Политика и личные убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи принял участие в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.

Семья

Как я уже писала ранее, Б.Бертолуччи родился в семье учительницы и поэта, кинокритика и профессора истории искусств (Аттилио Бертолуччи). В семье было еще два сына: Джузеппе — он сейчас сценарист и режиссер в театре, и Джованни — тоже связал свою жизнь с кинематографом. Не трудно догадаться, что любовь к кинематографу всем им привил отец. Он показывал им закулисную работу над производством фильмов, водил на премьерные показы.

Бернардо же поначалу был больше увлечен поэзией. И отец поощрял и это. Он и сам писал стихи, а сын читал ему свои.

Так, при поддержке отца, Бернардо развил свои таланты и смог попасть в киноиндустрию. У будущего режиссера и мастера кино были все шансы стать знаменитым.

А ведь речь идет о 60х годах…

Личная жизнь

Бернардо вступал в брак дважды, но оба союза не принесли кинематографисту детей.

Бернардо Бертолуччи и его первая жена Адриана Асти

Первая спутница жизни – итальянская артистка Адриана Асти – была старше режиссера на 8 лет и к моменту съемок в фильме Бертолуччи «Перед революцией» уже мелькнула в звездной ленте Лукино Висконти про боксера Рокко. Семейный союз просуществовал 5 лет.

Вторая жена – сценарист и режиссер, уроженка Танзании Клер Пиплоу. Этот брак выдержал проверку временем и продлился 40 лет, до смерти Бертолуччи.

Бернардо Бертолуччи и его вторая жена Клер Пиплоу

В целом о личной жизни режиссера, приговоренного к условному сроку «за аморальность», известно мало. Кинематографисту приписывают роман с художницей Марией Паолой Майно. Бернардо был увлекающимся человеком, однако влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – поклонялся марксизму и фрейдизму, от атеизма, исповедуемого в молодости, перешел к буддизму. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф.

Титану итальянского кино принадлежит ряд ярких афоризмов. Кинематографист считал, что «любви нет, существуют только подтверждения этого чувства», а запреты провоцируют людей на борьбу со скукой.

Много уровней «Конформиста»

«Конформист» — это не первый фильм Бертолуччи, но первая его работа, которая прогремела во всём мире. Как отмечал режиссёр, посредством этой картины он мог общаться с широкой аудиторией, потому что она кажется простой и понятной. При этом Бертолуччи подчёркивал, что для него «Конформист», напротив, оказался самой сложной лентой.

«Начиная просмотр, зритель входит на уровень прочтения, которого не хватало в фильме «Перед революцией». В той картине было много других уровней, но самого первого — прочтения при просмотре — в нём не было. В «Конформисте» этот первый уровень есть: когда происходит вхождение в фильм — и дальше зритель не испытывает никаких сложностей. Но на самом деле за ним скрывается множество других уровней», — пояснял Бертолуччи.

Критики высоко оценили картину. Они отмечали сценарий, сложное сочетание образов, а также то, какое эмоциональное воздействие лента оказывает на зрителя.

Критика восхитило и то, что человек в возрасте 30 лет может «породить замысел фильма такой глубины, исполнить его в таком уникально собственном стиле и так основательно пропитать его масштабами и пределами своего (авторского. — RT) видения».

Калум Марш из The Village Voice назвал «Конформиста» самым смелым и выразительным фильмом Бертолуччи, поскольку его герой погружается в фашизм не ради власти, а ради комфорта.

«Такой взгляд — своего рода квазисатирический тезис — делает «Конформиста» более едкой и резкой критикой фашизма по сравнению с относительно грубой работой «Двадцатый век». Те, кто оказались под влиянием фашизма, в «Конформисте» не изображены карикатурно жестокими. В этом нет нужды: их слабость, по замыслу Бертолуччи, говорит сама за себя», — пишет критик.

На Берлинском кинофестивале, где прошла премьера «Конформиста», фильм получил специальную награду от журналистов, а также премию международного евангелического жюри. Кроме того, лента была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм.

Ещё важнее вклад, который «Конформист» внёс в мировую киноиндустрию. Он задал направление для новой волны голливудского кино, а также популяризировал целый ряд не распространённых ранее приёмов.

«Конформист» оказал сильное влияние на творчество многих начинающих режиссёров, которые восприняли картину Бертолуччи как откровение. В числе вдохновлённых «Конформистом» — Фрэнсис Коппола, Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг. Сложная структура фильма, символическая съёмка и некоторые виртуозно поставленные сцены нашли отражение во многих фильмах последующих лет.

«Двадцатый век»

Эта картина входит в список лучших фильмов Бернардо Бертолуччи. Мелодрама рассказывает историю двух парней, которые кажутся очень похожими. В действительности у них абсолютно разные судьбы. Один из них стал долгожданным ребенком, другой – лишним ртом в бедной семье. Объединяет мальчиков лишь год рождения – 1900. Сложно представить, что эти двое смогут подружиться, пронести свои отношения через всю жизнь.

Главные герои – дети страшных лет Европы. Их детство приходится на годы Первой мировой войны, а зрелость наступает под грохот нацистских орудий. Образы ключевых персонажей воплотили Роберт де Ниро и Жерар Депардье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector