Ингмар бергман: как начать смотреть его фильмы

Цитаты о Бергмане

Ингмар Бергман. 1988 год

«Этот человек — один из немногих режиссеров, возможно, один-единственный в мире, кто сказал о человеческой натуре столько же, сколько Достоевский и Камю»  Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Публикация на сайте Cinemotion. 9 ноября 2015 года..

«Люди в его фильмах ищут и не могут найти контакта, и в „Шепотах и криках“ сестры тоже так и не могут простить друг друга, не могут примириться даже перед лицом смерти одной из них. Но чем больше они истязают и ненавидят друг друга, тем острее, разительнее впечатление, которое производит сцена их душевного порыва. К тому же вместо реплик Бергман заставляет звучать виолончельную сюиту Баха, что сообщает особую глубину и емкость всему, что происходит на экране, придает покоряющую убедительность стремлению режис­сера недвусмысленно выразить здесь то позитивное начало, которое обычно едва прослушивается в его суровых и горьких картинах. Благодаря Баху и отказу от реплик персонажей в сцене возник как бы некий вакуум, некое свободное пространство, где зритель ощутил возможность заполнить духовную пустоту, почувствовать дыхание идеала»  Бергман и Тарковский // Сеанс. 8 июня 2008 года..

Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы

Почему Андрея Тарковского называют и самым перехваленным, и самым недооцененным русским режиссером?

«Бергман — один из самых откровенных режиссеров в кино, он чаще всего говорит что думает. Он идет не от формы, не от эстетики — он движим своим внутренним, сущностным развитием, и потому он — человек многослойный, человек Возрождения, северного, шведского Ренессанса с поправкой на замкну­тость нордического характера. <…> Мне близок тот тип женщины, предощуще­ние и затем воплощение которого во многом определяет его твор­чество. При всем их многообразии они похожи — самоуглубленные, закрытые, не раст­во­ряе­мые в мужчине. Пожалуй, только одна Лив Ульман была иной. Осталь­ные же всегда жили и чувствовали наравне с мужчиной, наравне с Бергманом. Безо всяких скидок»  А. Демидова. Бергман понимает неприкосновенность границ — Игры и Жизни // Сеанс. № 13. 1996. .

«Мне казалось очевидным, что в фильмах Бергмана единым непрерывным содержанием идет его нескончаемый диалог с Создателем. На мой взгляд, это лежит в русле протестантской традиции, которая, в отличие от православной, предполагает общение без посредников и допустимость вопрошания — а не только мольбы о милости или отпущении грехов. Бергман, с его способ­ностью к вопросам и ожиданию ответа, с его как бы „хождением под Богом“ всегда, представлялся мне художником глубоко религиозным. И мне было странно и удивительно, когда выяснилось, что в Швеции его корили за без­божие»  Л. Аркус. Александр Сокуров: они были в неравном положении // Сеанс. № 13. 1996..

«Посмотрел „Сарабанду“ Ингмара Бергмана. Снимать женщин — не актрис, а женщин. Только Бергман умеет это делать. Тело женщины, снятое Бергма­ном. В этом теле больше тела, чем смерти — в смерти. Последний план его фильма — это план женщины. Не актрисы, а женщины. Научимся ли мы снимать тело женщины? Может быть, нам это недоступно»  Л. Дарденн. Хрупкость общая для всех. Люк Дарденн о фильмах других режиссеров // Сеанс. 15 ноября 2016 года..

«Золотой медведь Земляничной поляне доказывает Ингмар величайший точка сценарий фантастический точка возьмите вспышку сознания Виктора Шёст­рёма ослепительную красоту Биби Андерссон помножьте на Хайдеггера плюс Жироду получите Бергмана точка»  Из текста телеграммы, отправленной в редакцию журнала Cahiers du cinéma. .

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Чудовище дня

Дракон с человеческой головойДизайн дня

Ножницы FiskarsМозаика дня

Ахилл на Скиросе

Архив

1950-е

Бергман превращается в международную звезду и больше не прислушивается к продюсерам. Считается, что в «Летней интерлюдии» (1951) он впервые полностью освобождается от влияний и начинает снимать совершенно самобытное кино. А еще вступает в самый плодотворный свой период: тринадцать фильмов за десять лет. Причем иногда два шедевра сняты в течении одного года – так, «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» выходят в 1957-м. Чистый и аскетичный стиль оператора Гуннара Фишера определяет визуальную стилистику, а вот с жанрами Бергман экспериментирует вовсю. В «Вечере шутов» и «Лице» режиссер эксплуатирует приемы площадного театра, в «Уроке любви» и «Улыбках летней ночи» обнаруживает неожиданный для многих дар комедиографа, в «Лете с Моникой» находит путь к сердцу массового зрителя, при этом не идя на компромиссы, как он это делал раньше. Эта картина моментально превратила молодую Харриет Андерссон в своеобразный секс-символ (в фильме была революционная по тем временам обнаженная сцена).

Бергман женится еще два раза, между двумя браками успеет пережить бурный роман с Андерссон. С ней после этого он сохранит прекрасные отношения, а она сыграет еще в восьми его фильмах. Также Бергман возглавляет Муниципальный театр в Мальмё, где знакомится с актером, ставшим для него центральным на протяжении всего первого периода творчества – Максом фон Сюдовым. Но лучшую роль в этом десятилетии у него сыграет другой артист – 78-летний классик шведского кино и его учитель Виктор Шёстрём, которого Бергман уговорил сыграть пожилого профессора в «Земляничной поляне».

Ключевой фильм – «Седьмая печать» (1957)

Полнометражная баллада о рыцаре, отважившемся сыграть в шахматы со Смертью: этот мотив был навеян фреской Альбертуса Пиктора в церкви Тэбю. Макс фон Сюдов сыграл бестрепетного крестоносца, Гуннар Бьёрнстранд (еще один любимец Бергмана) – его фривольного оруженосца, также в картине заняты Биби Андерcсон и Гуннель Линдблум. Компания путешественников с рыцарем во главе проезжает по Европе, охваченной чумой и ожиданием апокалипсиса, а Смерть преследует их по пятам. Бергман не раз говорил о том, как привязан к этой картине, при этом охотно признавая ее техническое несовершенство: он сам любил рассказывать о заметных в кадре окнах многоэтажек за лесом, в котором по сюжету фильма собираются сжечь ведьму. Финальный кадр с Пляской Смерти на горизонте вошел во все хрестоматии.

Также смотреть: «Лето с Моникой», «Вечер шутов», «Земляничная поляна», «Улыбки летней ночи».

Фильмы

Благодаря вышедшей на большие экраны в 1936 году романтической мелодраме «Интермеццо» актрису заметил голливудский режиссер Дэвид Селзник. Он выкупил права на фильм и подписал с актрисой контракт на съемки ремейка картины в Америке.

В 1941-ом фильмография кинозвезды пополнилась ролью в картине «Доктор Джекилл и мистер Хайд». В ленте Ингрид играла не полюбившуюся зрителям волоокою шведскую простушку, а проститутку Айви. Эта роль дала артистке возможность показать себя с новой стороны, попутно демонстрируя оригинальную сексуальность.

Ингрид Бергман в фильме «Касабланка»

В следующем году Бергман на пару с Хамфри Богартом снялась в фильме Майкла Кертица «Касабланка». Примечательно, что в образ Ильзы Лазло сценаристы пару раз вносили правки, потому что Бергман не видела в характере своего персонажа глубины.

В начале 1944-го вышел фильм Джорджа Кьюкора «Газовый свет». В картине актриса сыграла женщину, которую ее коварный муж пытался убедить в том, что она сумасшедшая. Эта роль принесла Ингрид первый «Оскар». 1945–1946 годы ознаменовались выходом в свет лент Альфреда Хичкока « Завороженный» и «Дурная слава».

Ингрид Бергман в фильме «Жанна д’Арк»

Фильм «Колокола Святой Марии» стал для Бергман настоящим проклятием. Несмотря на ошеломительный успех картины, тот факт, что зритель стал отождествлять актрису с ее героиней, негативно сказался на личной жизни артистки, от которой после съемок ожидали только благопристойного поведения.

В 1948-ом кинематографическая копилка Бергман пополнилась главной ролью в фильме «Жанна д’Арк». Ингрид ожидала, что эта лента поднимет ее на новый уровень, но в итоге картина не пришлась по вкусу ни зрителям, ни критикам.

Ингрид Бергман в фильме «Анастасия»

Фильм «Стромболи», вышедший на большие экраны в 1950 году, получил преимущественно негативные отзывы и был запрещен во многих городах. Порядка пяти миллионов американок проголосовали за то, чтобы киноленты с участием Бергман запретили к показу на территории их страны.

В 1956 году артистка снялась в картине «Анастасия». Киноманы всего мира пришли к выводу, что роль женщины, отчаянно боровшейся за свое место в жизни, очень подходила Ингрид. Через два года Бергман вместе с именитым актером Кэри Грантом снялась в фильме Стэнли Донена «Нескромная».

Ингрид Бергман и Ингмар Бергман

В 1974-ом артистка появилась в киноленте «Убийство в «Восточном экспрессе», в которой сыграла выдававшую себя за невинную миссионерку соучастницу преступления Грету Ольсон. В 1978 году на большие экраны вышел фильм режиссера Ингмара Бергмана «Осенняя соната», а в 1982-ом драма «Женщина по имени Голда»

1940-е

В это десятилетие молодой Бергман успевает дебютировать как режиссер на сцене Студенческого театра, устроиться на киностудию редактором, возглавить театр Хельсингборга, дважды жениться и один раз развестись. Его замечает патриарх шведского кинематографа Виктор Шёстрём, рекомендующий молодого сценариста Бергмана перспективному режиссеру Альфу Шёбергу: «Травля» выходит в 1944-м и, заслужив позитивные отзывы критики, участвует в конкурсе Венецианского фестиваля. А два года спустя Бергман снимает свой первый фильм – «Кризис». В этом десятилетии у него выходит семь картин. Одни принимают почти восторженно, другие – разочарованно, но о Бергмане повсюду говорят. Узнают о нем и за пределами Швеции. Знаменитый Густав Муландер снимает еще два фильма по его оригинальным сценариям – «Женщина без лица» и «Ева».

Сегодня ранние фильмы Бергмана кажутся наивными, простодушными попытками жанрового кино – как правило, поэтической мелодрамы. Сам режиссер любит отзываться об этом периоде пренебрежительно, ограничиваясь рассказом о смешных случаях во время съемок. Тем не менее, уже тогда он обнаруживает склонность к поиску «своих» актеров. Первым из них становится Биргер Мальмстен, игравший также в «Еве» Муландера. К работе с ним режиссер возвращался и в 1950-х, и в 1960-х, и в 1970-х, но его любимцем и своеобразным альтер эго этот статный красавец был только в том первом, романтическом десятилетии карьеры Бергмана.

Ключевой фильм – «Тюрьма» (1949)

Именно здесь Бергман впервые решается настоять на своем, поставив откровенно некоммерческую авторскую картину по сценарию собственного сочинения. Продюсеры остались недовольны, сам автор был от себя в восторге и позже называл «Тюрьму» в числе самых дорогих ему фильмов. В центре запутанного сюжета – проект съемок фильма по сомнительному сценарию, безумие, соблазн и Сатана, правящий миром. Одна из важнейших сцен – сон; позже Бергман скажет, что по умению снимать сны можно определять талант режиссера.

Также смотреть: «Дождь над нашей любовью», «Музыка в темноте».

С чего начать

Кадр из фильма «Осенняя соната». 1978 год

Лучше всего начать с «Осенней сонаты» (1978), поздней картины, получившей «Золотой глобус», три приза Национального совета кинокритиков США и пре­мию «Давид ди Донателло». Эта камерная драма притягивает как магнит, ее хо­чется пересматривать, обсуждать с друзьями, спорить до хрипоты и снова воз­вращаться к ней спустя годы. 

Бергман использует универсальную историю и рассказывает ее внятным жан­ро­вым языком, предельно обостряя все конфликты. Пожилая пианистка Шар­лотта и ее взрослая дочь Эва, жена пастора, семь лет были в ссоре и не виде­лись. Эва решает сделать первый шаг и приглашает мать к себе в глухую дерев­ню. Шарлотта не подозревает, что ее ждет сюрприз: Эва забрала из клиники парализованную младшую сестру, которую мать фактически там бросила. Шар­лот­та и рада встрече, и испытывает немыслимые муки совести. А еще ее раз­бирает злость: старшая дочь фактически заменила младшей исчезнув­шую мать, и невинное приглашение провести небольшой отпуск в деревне по факту оказалось повесткой в суд.

Бергман упаковывает в оболочку социальной драмы драму психологическую: конфликт матери и дочери становится спусковым механизмом — один за дру­гим обнажаются застарелые внутренние противоречия, недовольство собой и отчаянные попытки переложить ответственность за свою жизнь на другого. 36-минутная кульминация, когда мать и дочь играют в психологический пинг-понг, бросая друг другу (а по факту самим себе) страшные обвинения и запо­здало оправдываясь, — одна из самых сильных сцен в мировом кино. И хотя на первый взгляд в ней нет ничего особенного — две женщины просто сидят за столом и разговаривают, — оторваться невозможно. В этом фильме особенно заметно удивительное мастерство Бергмана, еще и выдающегося театрального режиссера, насытить кадр не внешним, а внутренним действием — намного более мощным, чем погони, взрывы и катастрофы.

Этого эффекта он достигает с помощью двух актрис — Лив Ульман, одной из своих любимых исполнительниц, и Ингрид Бергман, однофамилицы режис­сера, легенды американского кино, снимавшейся в «Касабланке» Майкла Кёртица, «Газовом свете» Джорджа Кьюкора, «Дурной славе» Альфреда Хич­кока. Как и должно быть в драме, обе стороны в чем-то правы и в чем-то вино­ваты. При каждом следующем просмотре зритель замечает новые свидетель­ства этой вины и этой правоты, ранее не замеченные нюансы психологической дуэли. Фильм словно сканирует повзрослевшего, изме­нившегося тебя и побуж­дает к переоценке собственной жизни.

Личная жизнь

Браки и дети

Могила Бергмана и его последней жены Ингрид

Бергман был женат пять раз:

  • 25 марта 1943 — 1945, Эльзе Фишер

    Лена Бергман, актриса, 1943 г.р.

    (1 марта 1918 — 3 марта 2006), хореографу и танцовщице (в разводе). Потомство:

  • 22 июля 1945 — 1950, Эллен Лундстрем (23 апреля 1919 — 6 марта 2007), хореографу и кинорежиссеру (в разводе). Дети:
    • Ева Бергман , кинорежиссер, 1945 г.р.
    • Ян Бергман, кинорежиссер (1946–2000)
    • близнецы Матс и Анна Бергман , актеры и режиссеры, 1948 года рождения.
  • 1951–1959 гг. — Гун Груту (1916–1971), журналисту (разведена). Потомство:
  • 1959 — 1969, Кеби Ларетей (14 июля 1922 — 31 октября 2014), пианистка

    Даниэль Бергман , кинорежиссер, 1962 г.р.

    (в разводе). Потомство:

  • 11 ноября 1971 г. — 20 мая 1995 г. — Ингрид фон Розен

    Мария фон Розен, писатель, 1959 года рождения.

    (девичья фамилия Карлебо). Потомство:

Первые четыре брака закончились разводом, а последний распался, когда его жена Ингрид умерла от рака желудка в 1995 году в возрасте 65 лет. Помимо браков, у Бергмана были романтические отношения с актрисами Харриет Андерссон (1952–1955), Биби Андерссон (1955–1955). 1959) и Лив Ульманн (1965–1970). Он был отцом писателя Линн Ульманн с Ульманном. Всего у Бергмана было девять детей, один из которых умер раньше него. В конце концов Бергман женился на всех матерях своих детей, за исключением Лив Ульманн. Его дочь от последней жены Ингрид фон Розен родилась за двенадцать лет до их брака. На протяжении всей своей жизни у него были десятки любовниц, и он оправдывал свои дела перед разными женами, говоря им: «У меня так много жизней».

Хотя Бергман однажды назвал себя человеком, потерявшим веру в загробную жизнь, Макс фон Сюдов заявил в интервью, что у него было много дискуссий с ним о религии, и указал, что вера Бергмана в загробную жизнь была восстановлена.

1970-е

Кризисное десятилетие в жизни Бергмана. Он снимает свой первый англоязычный фильм «Прикосновение», который считал и самым неудачным в карьере. Расстается с Лив Ульман (продолжая ее снимать). Уходит из жизни отец режиссера. Налоговый скандал в 1976-м вынуждает Бергмана покинуть Швецию, куда он вернется только после личных извинений премьер-министра Улофа Пальме. Попытка закрепиться в Мюнхене тоже закончится неудачей – во всяком случае, тамошними театральными постановками режиссер остался недоволен. Единственная попытка сотрудничать с Голливудом, фильм «Змеиное яйцо», обернется финансовым провалом.

Вместе с тем, именно в 1970-х Бергман снимает картину, которую считал, наряду с «Персоной», своей главной удачей – «Шепоты и крики». Начинает весьма плодотворно сотрудничать с телевидением, результатом чего становятся «Сцены из супружеской жизни». Наконец, осуществляет давнюю мечту и превращает в фильм моцартовскую «Волшебную флейту». Наконец, именно в 1970-х Бергман влюбляется в Ингрид фон Розен, на которой женится: с ней он не разведется, они счастливо проживут вместе еще четверть века.

В этом же десятилетии Бергман впервые работает с другой Ингрид Бергман – прославленной голливудской дивой шведского происхождения: она играет главную роль в его «Осенней сонате». Один из своих самых знаменитых фильмов сам режиссер не любил. Он говорил: «Это мой «фильм Бергмана», намекая на самоповторы и клише.

Ключевой фильм: «Шепоты и крики» (1972)

Радикальная картина немыслимой красоты, получившая технический приз в Каннах и «Оскара» за операторскую работу Свена Нюквиста. По-чеховски горькая и элегическая история одной смерти, где сыграли лучшие актеры Бергмана: Харриет Андерссон, Лив Ульман, Ингрид Тулин и Эрланд Юзефсон. Этой теме Бергман посвящал фильмы в разные периоды, от «Земляничной поляны» до снятого уже в 1990-х телефильма «В присутствии клоуна», но никогда в них не было так много поэзии и жестокости, как здесь.

Также смотреть: «Сцены из супружеской жизни», «Волшебная флейта», «Осенняя соната».

Наследие

Бюст Бергмана на Аллее знаменитостей в Кельце , Польша

В 1996 году Entertainment Weekly поставил Бергмана на 8-е место в своем списке «50 величайших режиссеров». В 2002 году Бергман был указан под номером девять на Британского киноинститута «s Sight & Sound список десяти лучших режиссеров современности.
Журнал MovieMaker поставил Бергмана на 13-е место в списке 25 самых влиятельных режиссеров всех времен за 2002 год . В 2005 году Бергман занял 36-е место в списке «40 величайших режиссеров всех времен» журнала Empire . В 2007 году журнал Total Film поставил Бергмана на 7-е место в своем списке «100 величайших режиссеров всех времен» . В 2017 году журнал New York оценил Бергмана под номером 55 в своем списке 100 лучших сценаристов всех времен .

Работа Бергмана была отправной точкой и источником вдохновения для режиссера Вуди Аллена . Он описал Бергмана как «возможно, величайшего кинохудожника, учитывая все обстоятельства, с момента изобретения киноаппарата». Фильмы Бергмана упоминаются и хвалятся в Энни Холл и других фильмах Аллена. Аллен также восхищался давним режиссером Бергмана по фотографии Свеном Нюквистом и пригласил его вернуться в качестве своего DP по преступлениям и проступкам .

Терренс Рафферти из The New York Times писал, что на протяжении 1960-х годов, когда Бергман «считался последним словом в кинематографической глубине, каждый его тик тщательно изучался, анализировался и развивался в гениальных аргументах об идентичности, природе фильма, судьба художника в современном мире и так далее ».

Датский режиссер Томас Винтерберг назвал Бергмана одним из его главных источников влияния: «Бергман всегда в моей голове. Он — часть моего воспитания, и мне посчастливилось встретиться с ним и получить от него совет».

Сценарист и режиссер Ричард Айоаде считает Бергмана одним из своих вдохновителей. В 2017 году Британский институт кино (BFI) провел сезон Ингмара Бергмана, и Айоаде сказал в интервью Guardian, что он видел в нем все, «что было одним из лучших двух месяцев за всю историю». Программа BFI включала обсуждение с Айоаде фильма Бергмана 1966 года « Персона» перед показом.

После смерти Бергмана большой архив записей был передан в дар Шведскому институту кино . Среди заметок — несколько неопубликованных и незаконченных сценариев как для сцены, так и для фильмов, а также еще много идей для работ, находящихся на разных стадиях разработки. Никогда не исполнявшаяся пьеса называется Kärlek utan älskare («Любовь без любовников») и имеет пометку «Полная катастрофа!». написано на конверте; пьеса о пропавшем режиссере и редакторе, который пытается завершить работу, которую он оставил незаконченной. Среди других отмененных проектов — сценарий порнографического фильма, от которого Бергман отказался, так как он считал его недостаточно живым, пьесу о каннибале, несколько сцен, происходящих в утробе, фильм о жизни Иисуса, фильм о Веселых. Вдова и пьеса под названием Från sperm till spöke («От спермы до привидения»). Шведский режиссер Маркус Линдин просмотрел материал и, вдохновленный Карлеком утаном Эльскаре, взял образцы из многих работ и превратил их в пьесу под названием Arkivet för orealiserbara drömmar och Visioner («Архив несбыточных мечтаний и видений»). Премьера спектакля Линдина состоялась 28 мая 2012 года в Стокгольмском городском театре .

Личная жизнь

В молодости Лив побывала замужем за врачом Хансом Якобом Стангом. Второй брак Ульман с американским бизнесменом Дональдом Лесли Сондерсом длится с 1985 года по настоящее время.

В промежутках между замужествами у Лив были романы с актером и драматургом Джоном Литгоу, сербским журналистом Драганом Бабичем, а также с режиссером Андреем (Андроном) Кончаловским. По преданию, Ульман сперва приснилась старшему сыну автора советского (а позднее и российского гимна), а затем мужчина, находясь в Осло, преподнес норвежке букет после спектакля. Поддавшись обаянию отпрыска поэта, актриса провела лето на даче Михалковых в Подмосковье и несколько раз появлялась под руку с Андроном Сергеевичем на светских мероприятиях. Однако затем чувства влюбленных остыли.

Лив Ульман и Ингмар Бергман

Самыми плодотворными оказались отношения норвежской актрисы с Ингмаром Бергманом. Помимо ролей в 10 фильмах мэтра они подарили Лив единственную дочь Линн, фото которой можно видеть в инстаграм-акаунте Ульман-старшей. Повзрослев, наследница творческой династии описала отношения родителей в произведении «Беспокойство», поставленном в 2018 году на шведских подмостках актрисой и режиссером Перниллой Аугуст.

Для совместной жизни с Ульман постановщик «Персоны» построил дом на острове Форо. Но творческая пара не смогла справиться со своими «демонами». После расставания с Бергманом-любовником Лив сохранила верность Бергману-режиссеру.

Личный опыт бывшие гражданские муж и жена положили в основу фильма «Сцены из супружеской жизни», вышедшего на экраны в 1972 году. Увидев игру норвежки в этой картине, ее американские коллеги Лайза Миннелли, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда и Ширли Маклейн опубликовали письмо, в котором объявили Ульман лучшей из актрис.

Детство и юность

Будущая кинозвезда, чистокровная норвежка, родилась 16 декабря 1938 года в столице Японии. Лив Йохана (таково полное имя артистки) — вторая дочь авиационного инженера Эрика Вигго Ульмана, с мая 1937 года работавшего по контракту в Токио, и его жены Жанны Эрбе. Старшая сестра актрисы, появившаяся на свет в сентябре 1936 года, была названа в честь родителей Жанной Эрикой.

Когда Лив было 2 года, Ульманы переехали в канадский город Торонто: Эрик Вигго служил на норвежской военно-воздушной базе в провинции Онтарио. Затем семья жила в Нью-Йорке.

Лив Ульман в молодости

В 1943 году отец артистки получил боевое ранение в голову. В 1945 году глава семьи умер от опухоли головного мозга. Смерть Эрика Вигго стала потрясением для Жанны Эрики и Лив. В автобиографической книге «Изменения» актриса призналась, что в юности искала спутника жизни, похожего на отца.

После войны осиротевшая семья вернулась в Норвегию и поселилась в Тронхейме. Чтобы вырастить дочерей, Жанна Эрбе работала в книжном магазине продавцом.

В 17 лет Лив бросила школу в Тронхейме и уехала в столицу Великобритании, где в течение 8 месяцев обучалась актерскому мастерству в Школе пения и драматического искусства Уэббера Дугласа, в которой впоследствии овладевали артистическим ремеслом Руперт Эванс и Джулия Ормонд.

Детство и юность

Ингрид Бергман родилась 29 августа 1915 года в столице Швеции – Стокгольме. Отец будущей актрисы Юстус Бергман владел магазином фотоаппаратов. Он одним из первых в городе купил себе видеокамеру, благодаря которой весь мир узнал, что Ингдрид была невероятно фотогеничным ребенком.

Актриса Ингрид Бергман

Мать артистки Фридель Генриетта нигде не работала. Строгая, лишенная образности мысли женщина была полной противоположностью мечтательной, артистической натуре супруга. Она умерла от болезни желчного пузыря, когда дочери едва исполнилось три года.

Вскоре после смерти матери к ним в дом переехала ее тетка, угрюмая и жесткая лютеранка Элен. Женщина не занималась воспитанием падчерицы, из-за чего Ингрид все больше погружалась в собственный вымышленный мир. Вместе с воображаемыми друзьями она часто увлеченно импровизировала перед камерой главы семейства.

Ингрид Бергман в юности

В 11 лет отец взял дочь на спектакль Национального королевского драматического театра

В обители богини Мельпомены она открыла для себя огромный новый мир, в котором люди, играющие на сцене, наряду с одобрением родственников получали любовь и внимание присутствующей на представлении публики. По окончании спектакля маленькая Ингрид уже знала, чему посвятит свою жизнь

Стоит отметить и то, что, будучи ребенком, кинозвезда ненавидела школу и неоднократно притворялась больной, чтобы не идти на уроки. Нежелание посещать учебное заведение появилось из-за неприятия своей внешности. Спасение от тягостных мыслей Бергман находила в книгах. Любимым литературным персонажем артистки была Жанна д’Арк. Героиня привлекала ее своим благородством, храбростью и тем, что Орлеанская дева была так же одинока, как она.

Ингрид Бергман в молодости

За месяц до своего 14-летия Бергман потеряла горячо любимого отца, который умер от рака желудка. Оставшись сиротой, Ингрид переехала к тете Элен, но через полгода скончалась и она. Тогда Ингрид переехала к дяде Отто.

Лицедейство было для нее настоящей отдушиной. Актерская стезя позволяла ей перевоплощаться в персонажей, за масками которых она искусно скрывала свою израненную душу. В 15 лет Бергман снялась в эпизоде картины «Международный», положив тем самым начало своей блистательной актерской карьере.

Ингрид Бергман в молодости

В 1933-ем Ингрид приняли в школу Королевского драматического театра, а уже через год талантливой студентке поступило предложение о съемке в фильме. Несмотря на то, что преподаватели считали кино занятием, не достойным настоящего актера, Бергман без раздумий покинула учебное заведение и не прогадала. Сыграв к 1936 году главные роли в 6 шведских лентах, она стала любимицей зрителей по всему миру.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1946 ф Кризис Kris режиссёр, сценарист
1946 ф Дождь над нашей любовью Det regnar på vår kärlek режиссёр, сценарист
1947 ф Корабль в Индию Skepp till India land режиссёр, сценарист
1948 ф Музыка в темноте Musik i mörker режиссёр, сценарист
1948 ф Портовый город Hamnstad режиссёр, сценарист
1949 ф Тюрьма Fängelse режиссёр, сценарист
1949 ф Жажда Törst режиссёр
1950 ф К радости Till glädje режиссёр, сценарист
1950 ф Это не может случиться здесь Sånt händer inte här режиссёр
1951 ф Летняя интерлюдия Sommarlek режиссёр, сценарист
1952 ф Женщины ждут Kvinnors väntan режиссёр, сценарист
1953 ф Лето с Моникой Sommaren Med Monika режиссёр, сценарист
1953 ф Вечер шутов Gycklarnas afton режиссёр, сценарист
1954 ф Урок любви En lektion i kärlek режиссёр, сценарист
1955 ф Женские сны Kvinnodröm режиссёр, сценарист
1955 ф Улыбки летней ночи Sommarnattens leende режиссёр, сценарист
1957 ф Седьмая печать Det Sjunde Inseglet режиссёр, сценарист
1957 ф Земляничная поляна Smultronstället режиссёр, сценарист
1958 ф На пороге жизни Nära livet режиссёр, сценарист
1958 ф Лицо Ansiktet режиссёр, сценарист
1960 ф Девичий источник Jungfrukällan режиссёр, продюсер
1960 ф Око дьявола Djävulens öga режиссёр, сценарист
1961 ф Сквозь тусклое стекло Såsom i en spegel режиссёр, сценарист
1962 ф Причастие Nattvardsgästerna режиссёр, сценарист
1963 ф Молчание Tystnaden режиссёр, сценарист
1964 ф Обо всех этих женщинах För att inte tala om alla dessa kvinnor режиссёр, сценарист
1966 ф Персона Persona режиссёр, продюсер, сценарист
1968 ф Час волка Vargtimmen режиссёр, сценарист
1968 ф Стыд Skammen режиссёр, сценарист
1969 ф Страсть En passion режиссёр, сценарист
1969 ф Ритуал Riten режиссёр, сценарист
1971 ф Прикосновение Beröringen режиссёр, сценарист
1972 ф Шёпоты и крики Viskningar Och Rop режиссёр, сценарист
1973 ф Сцены из супружеской жизни Scener ur ett äktenskap режиссёр, сценарист
1975 ф Волшебная флейта Trollflöjten режиссёр, сценарист
1976 ф Лицом к лицу Ansikte Mot Ansikte режиссёр, сценарист
1977 ф Змеиное яйцо Das Schlangenei режиссёр, сценарист
1978 ф Осенняя соната Höstsonaten режиссёр, сценарист
1980 ф Из жизни марионеток Aus Dem Leben Der Marionetten режиссёр, продюсер, сценарист
1982 ф Фанни и Александр Fanny Och Alexander режиссёр, сценарист
1984 ф Лицо Карин Karins ansikte режиссёр, сценарист
1984 ф После репетиции Efter repetitionen режиссёр, сценарист
1986 ф Благословенные De Två Saliga режиссёр
1997 ф В присутствии клоуна Larmar och gör sig till режиссёр, сценарист
2003 ф Сарабанда Saraband режиссёр, сценарист
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector