Юрий васильев. человек, который уехал в город своей мечты, чтобы всегда возвращаться в город своего детства…

Таганка

В армии Анатолий все чаще возвращался мыслями к той непередаваемой атмосфере театра, с которой ему посчастливилось познакомиться, когда он работал в нем простым рабочим сцены. Отслужив, он решает связать свою жизнь с подмостками и в 1961 году становится студентом Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина.

В 1963 году прежде угасший Московский театр драмы и комедии на Таганке, в котором после школы трудился Васильев, претерпел преобразования. В него пришел педагог Юрий Любимов, вместе со своими учениками из курса Щукинского театрального училища, включая и Анатолия, возглавив этот, очень скоро ставший легендарным, театр, который в народе стали называть просто – Таганка.

Любимову удалось создать из некогда увядшего «цветка» настоящую новаторскую легенду. Труппа и весь коллектив, включая самого художественного руководителя – были друг другу своими и общались на равных, несмотря на царившую строгую иерархию в других заведениях Москвы.

Деятельность возрождающегося театра началась со спектакля «Добрый человек из Сезуана», поставленного Юрием Любимовым в 1964 году.

Начало театральной карьеры

После того как Васильеву вручили заветный диплом, он попадает в труппу театра Сатиры. Начинающему актеру повезло: режиссеры доверили ему миссию быть дублером некоторых ролей, которые исполнял уже популярный в середине 70-х лицедей Андрей Миронов. Постепенно Юрий Борисович набирал опыт работы на театральной сцене и потом стал регулярно участвовать в постановках. В частности, он играл Лорда Горинга в «Идеальном муже», Голубкова в «Беге», Коровьева в «Шизофрении, как и было сказано», короля Людовика в «Молодости Людовика». В настоящее время актер Васильев Юрий также участвует в спектаклях. Например, «Таланты и поклонники» (Великатов), «Хомо Эректус» (Игорь Кошельков), «Слишком женатый таксист» (Джон Смит). Выпускник «Щукинского» училища уже длительное время играет на сцене театра «Модерн», перевоплощаясь в образ Коромыслова (пьеса «Катерина Ивановна»). В этом спектакле он работает с актрисой Еленой Яковлевой.

Но своему родному театру Сатиры Васильев будет верен до конца жизни. Юрий Борисович заявляет, что всем, кто работает в этом храме Мельпомены, присуще уникальное чувство юмора и без этого качества работать было бы невозможно, в принципе. И эту аксиому неоднократно доказывал руководитель театра «Сатиры» Александр Анатольевич Ширвиндт.

Кинематограф

Юрий Васильевич, несомненно, был одаренной личностью. Умел радоваться успехам коллег, никогда и никому не завидовал, и эта черта характера многих обескураживала. Его друг, Виталий Соломин, однажды сказал: «Талант должен быть тихим. Вот у Юрия Васильева он на редкость тихий».

Юрий Васильев в фильме «Ловцы губок», 1960 год

Действительно, Васильев терпеливо ждал предложений от режиссеров, ничего не выпрашивая, а тем более не настаивая на своей кандидатуре. Даже к самой маленькой роли готовился серьезно, глубоко вникая в суть образа.

Первый раз на съемочной площадке оказался в начале 60-х, сыграл главного героя Стангаса в экранизации «Ловцы губок». По сюжету жители острова Эгейского моря занимаются опасным промыслом – ловлей губок. Самым ловким ныряльщиком признан Николос. Судьба уготовила парню много испытаний. В один момент он даже решается добровольно уйти из жизни…

Следующей значимой работой для Васильева стала кинолента «Журналист», которая принесла ему успех. Через время блистательно перевоплотился в обворожительного князя Орловского (оперетта «Летучая мышь»), но всесоюзную славу принесла роль Рудика в легендарной мелодраме «Москва слезам не верит».

Юрий Васильев в фильме «Москва слезам не верит», 1979 год

В первый же год экранизацию посмотрело почти 90 миллионов зрителей, а через пару лет в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» была удостоена премии «Оскар». Экранную возлюбленную Васильева сыграла Вера Алентова, а дочку – Наталья Вавилова. Можно с уверенностью сказать, что режиссеру удалось собрать великолепный актерский ансамбль: Алексей Баталов, Ирина Муравьева, Евгения Ханаева, Александр Фатюшин, Раиса Рязанова, Владимир Басов.

Всего в творческой биографии Юрия Николаевича 35 работ (+ к вышеперечисленным): мелодрама «Необыкновенное лето», киноповесть «Коней на переправе не меняют», музыкальная комедия «Мы из джаза», мелодрама «Валентин и Валентина», фантастика «Крик дельфина», криминальная лента «Ничего не случилось» и др.

Последний раз принял участие в съемках драмы Александра Михайлова «Только не уходи» (1992 год), роль своего тезки.

Судьбоносная встреча

Статный красавец Юрий Васильев нравился многим женщинам. Актер действительно был неотразим, невероятно хорош собой и обладал прекрасными манерами. За это его считали аристократом.

Своё же сердце отдал очаровательной женщине Нелли Корниенко. Об их истории любви можно было бы написать целый роман.

Пара познакомилась на отдыхе в Геленджике. Юрий медленно выходил на берег, и Нелли невольно залюбовалась его великолепной фигурой. Девушка и юноша встретились взглядами, но дальше этого дело не дошло.

Подруга Корниенко оказалось более смелой. Она подошла к Юрию и его друзьям, о чем-то весело «щебетала», слегка кокетничая. Потом кто-то предложил пойти вечером на дискотеку. Вот там-то подруга и представила скромного Юрия застенчивой Нелли.

Спустя некоторого времени молодые люди знали друг о друге почти все. Оба бредили театром и учились на актерском факультете: он — в ГИТИСе, она – в «Щепке».

Юрий Васильев и Нелли Корниенко в фильме «Ловцы губок», 1960 год

По возвращению домой, вспоминали долгие разговоры, а потом, совершенно неожиданно, оказались на одной съемочной площадке. То, что их утвердили на ведущие роли в драму «Ловцы губок», восприняли, как знак судьбы. Не только на экране, но и в жизни красивая пара хотела быть вместе, создать семью и родить ребенка.

Игорь Васильев ― фильмография

Работа в театре не останавливала Васильева на достигнутом. Всячески повышая свой уровень актерского мастерства, решил попробовать себя в кино. В 1963 году Игорь Васильев впервые дебютировал в киноленте «Город – одна улица» сыграв роль Сенечки. После первой успешной съемки в фильме Васильева стали приглашать на роли в других фильмах.

Огромную популярность актер набрал после работы в фильме «Вариант Омега» сыграв немца Шлоссера. После выхода на экран фильм стал хитом кинематографа того времени. Васильев, после премьеры фильма, обрел еще большую популярность среди народа и своих товарищей по работе.

Однако на этом ни чего не закончилось, и Игорь Алексеевич продолжил сниматься в кино. Практически во всех журналах, газетах были напечатаны его фотографии с яркими заголовками статей. Васильев стал кумиром миллионной аудитории.

Удачными были и киноленты «Вернемся осенью», «Трактир на Пятницкой», «Похищение в Савойе», «Завещание профессора Доуэля», да и многие другие картины оставляли след в истории актерского профессионализма Васильева.

Личная жизнь

С единственной супругой, актрисой Нелли Корниенко, Юрий Васильев познакомился на отдыхе в Геленджике. Бурный курортный роман не угас и по возвращении в Москву. Молодые люди встречались около трех лет, а затем поженились. Через 8 лет совместных отношений у супругов родилась дочь Екатерина, которая оказалась единственным ребенком Юрия Николаевича.

При этом чувства влюбленных оказались столь велики, что муж и жена не расставались ни дома, ни на работе, так как Нелли тоже пошла работать в Малый театр. Васильев и Корниенко пару раз вместе играли и в кино. Например, в дебютной картине актера «Ловцы губок» влюбленные, по сути, показали всей стране собственные чувства, ведь персонажи актеров также были влюблены друг в друга.

В личной жизни актер был очень тихим и интеллигентным человеком

Он не любил давать интервью, привлекать внимание общественности к своей приватной жизни. Скромность мужчины выражалась даже в том, что он своими руками построил частный дом в Подмосковье, тогда как имел все возможности получить все что угодно с помощью одного телефонного звонка

Достойная жизнь достойного человека

К сожалению, артиста больше нет среди живых. В очень жаркий день, 4 июля 1999 года, он повез на техосмотр свою старенькую «Ниву». Несколько часов, проведенных под палящим солнцем (да еще переживания за результат) принесли неожиданно трагические плоды

Вечером, вернувшись домой, актер, видимо, почувствовал себя неважно – сказался уставшим, отказался ужинать и прилег отдохнуть. Справившись с домашними делами, жена пришла к мужу и обнаружила, что он мертв

В соседней комнате находилась ничего не подозревавшая мать артиста.


У него давно были проблемы с сердцем, которым он не придавал должного значения. Вел себя как ни в чем не бывало, будто лишний раз подтверждая, что Юрий Васильев – актер. Причина смерти для многих стала неожиданностью: коллеги и друзья считали его вполне здоровым человеком, и вдруг – сердечный приступ.

Он всегда был скрытным и совершенно не стремился демонстрировать свои переживания. Держал их в себе, не жаловался, не искал сочувствия. Жил с осознанием того, насколько не полностью состоялся Юрий Васильев — актер. Причина смерти, возможно, крылась и в этой нереализованности, в разочарованиях, которые копились много лет — и не находили выхода.

Весной 1999-го долгожданное звание «народного» артисту все-таки присвоили. Но на самом деле от своих зрителей он получил его уже давно. Юрий Васильев, биография которого не содержит ничего особенно выдающегося или скандального, был не только хорошим, хоть и недооцененным, актером, но и прекрасным мужем и отцом, которого очень не хватает жене и дочери. Он прожил достойную жизнь порядочного человека, служа своему искусству – так, как умел, и столько, сколько мог.

Начало театральной карьеры

После того как Васильеву вручили заветный диплом, он попадает в труппу театра Сатиры. Начинающему актеру повезло: режиссеры доверили ему миссию быть дублером некоторых ролей, которые исполнял уже популярный в середине 70-х лицедей Андрей Миронов. Постепенно Юрий Борисович набирал опыт работы на театральной сцене и потом стал регулярно участвовать в постановках. В частности, он играл Лорда Горинга в «Идеальном муже», Голубкова в «Беге», Коровьева в «Шизофрении, как и было сказано», короля Людовика в «Молодости Людовика». В настоящее время актер Васильев Юрий также участвует в спектаклях. Например, «Таланты и поклонники» (Великатов), «Хомо Эректус» (Игорь Кошельков), «Слишком женатый таксист» (Джон Смит). Выпускник «Щукинского» училища уже длительное время играет на сцене театра «Модерн», перевоплощаясь в образ Коромыслова (пьеса «Катерина Ивановна»). В этом спектакле он работает с актрисой Еленой Яковлевой.

Но своему родному театру Сатиры Васильев будет верен до конца жизни. Юрий Борисович заявляет, что всем, кто работает в этом храме Мельпомены, присуще уникальное чувство юмора и без этого качества работать было бы невозможно, в принципе. И эту аксиому неоднократно доказывал руководитель театра «Сатиры» Александр Анатольевич Ширвиндт.

Детство и юность

Атмосфера творчества и любви к прекрасному витала в атмосфере дома Васильевых. Глава семейства, известный в Москве архитектор Алексей Васильев, интересовался искусством во всех его проявлениях. Вместе с супругой собрал богатейшую библиотеку.


Актер Игорь Васильев

Родившийся весной 1938 года сын Игорь, научившись читать, «глотал» книжки из семейной сокровищницы в огромном количестве. Позже, когда Васильев-младший увлекся театром, начитанность и богатое воображение помогли начинающему актеру без усилий проникать в суть воплощаемых персонажей.

В детстве Игорь Васильев был довольно замкнутым мальчиком. Он развлекался тем, что представлял себя на месте книжных героев. С ровесниками Игорь общался мало: юному эрудиту, привыкшему к глубоким переживаниям от прочитанных романов классиков, дворовые ребята и одноклассники казались поверхностными и малоинтересными.


Игорь Васильев в молодости

Юного москвича влекло в мир театра, за кулисами и на сцене которого творилось чудо. После окончания средней школы Васильев оказался на пороге школы-студии МХАТ. Поступил с первой попытки и на курсе Александра Карева оказался одним из лучших студентов. После вручения диплома в 1961 году молодого артиста пригласили в мхатовскую труппу.

Вторая жена Ирина Мирошниченко

В 1975 году актер женился второй раз, и его избранницей была актриса Ирина Мирошниченко. Это бала очень красивая пара, которая с завистью обсуждалась на публике. Брак с Мирошниченко продлился всего 5 лет. Слухи ходили разные по поводу расставания прекрасной пары, но говорят, что Ирина категорически отказывалась иметь детей. Некоторые источники утверждают, что виной развода стали женщины окружавшие артиста, но эта информация тоже под большим знаком вопроса.

Даже самые близкие люди из окружения Васильева не владели достоверной информацией о личной жизни актера. Брак с Ириной распался в 1980 году. После расставания общение с бывшей супругой не прекращались, они расстались большими друзьями. По не достоверным данным Васильев женился в третий раз, и его избранницей была некая Людмила, которая к искусству, не имела ни какого отношения. Проживали они с Игорем в Барвихе, где и сейчас Людмила живет после кончины мужа.

Умер Игорь Алексеевич Васильев 23 декабря 2007 года от сердечного приступа. Последние дни своей плодотворной и насыщенной актерской жизни Васильев провел в театре, работая над ролью старого Али в постановке «Тутиш». Свою роль Игорь Алексеевич не довел до конца, и премьера спектакля состоялась 30 декабря 2007 года в его честь. Похоронили Васильева в родной Москве на Троекуровском кладбище. Так закончилась жизнь выдающегося актера Игоря Алексеевича Васильева.

Фильмы и театр

В кино Юрий Васильев дебютировал, обучаясь на последнем курсе института, причем сразу в главной роли. Актер сыграл роль Николоса Стангаса в драматической ленте «Ловцы губок». Затем последовали фильм-спектакль «Вашингтонская история» и мелодрама «Цари». Но всероссийскую популярность артисту принесла производственная драма «Журналист».

Юрий Васильев в фильме «Журналист»

Казалось бы молодой, привлекательный и талантливый актер должен был не иметь отбоя от предложений режиссеров и сценаристов. Но основную часть фильмографии Васильева продолжали составлять телеспектакли. Скорее всего, это было связано с тем, что театр для Юрия Николаевича всегда стоял на первом месте.

С 1960-го, года собственного дебюта в кино, и до начала 70-х актер появился только в пяти кинокартинах, зато в театре Юрий Васильев за этот же период получил 16 ролей. Репертуар актера включал в себя как классические, так и современные актеру постановки.

Юрий Васильев в фильме «Бешеные деньги»

Весомую часть театральной биографии Васильева составили роли в спектаклях по признанным произведениям русской классической литературы, причем чаще всего основами спектаклей становились произведения, изначально предназначенные авторами для драматургии: пьеса «Власть тьмы» Льва Николаевича Толстого, его же пьеса «Живой труп», драматическая пьеса «Гроза» и комедия «Бешеные деньги» Александра Николаевича Островского, драма в стихах Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад», знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».

Появлялся актер и в спектаклях мировых классиков, причем, например, в постановке «Веер леди Уиндермиер» по одноименному произведению Оскара Уайльда Юрий Васильев сыграл сначала безымянного молодого человека, а уже через год получил роль Мистера Дамбла. Также Юрий Васильев сыграл в постановках по «Разбойникам» Фридриха Шиллера и поздней пьесе Генрика Ибсена «Йун Габриель Боркман».

Юрий Васильев в сериале «Первые радости»

Не обошли творческую биографию Юрия Васильева и произведения советских авторов: «Крылья» Александра Евдокимовича Корнейчука, «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева, «Деньги» Анатолия Владимировича Софронова, «Порт-Артур» Александра Николаевича Степанова и другие. Причем «Порт-Артур» стал дебютным спектаклем молодого актера. Юрий Васильев сыграл непоименованного матроса. Впоследствии актер снова сыграл в этой постановке, но уже более значимую роль Акинфиева.

В 70-е годы число кинокартин, в которых актер снимался ежегодно, начало неуклонно расти. Поклонники могли видеть его в военной картине «Личное счастье», телесериале «Первые радости» и музыкальной комедии «Красавец-мужчина». Но, тем не менее, большинство кинематографических ролей актера оставались второстепенными.

Юрий Васильев в фильме «Москва слезам не верит»

Пик славы артиста пришелся на конец 70-х годов. Сначала актер сыграл князя Орловского в юмористической оперетте «Летучая мышь», а после этого изобразил на экране эгоистичного Родиона Рачкова в культовой мелодраме «Москва слезам не верит», которая была удостоена знаменитой престижной кинопремии «Оскар».

Никто из съемочной группы не участвовал в церемонии награждения. Режиссер о присужденном «Оскаре» вообще узнал только из новостного сообщения в программе «Время». Заветную награду вместо представителей съемочной группы получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. В самом Советском Союзе фильм получил Государственную премию.

Юрий Васильев в фильме «Мы из джаза»

Сюжет картины рассказывает о жизни трех девушек-провинциалок, которые приехали покорять Москву, но столкнулись с человеческой жестокостью и множеством проблем на пути к счастью. Роль Юрия Васильева в этом знаменитом фильме – скорее отрицательная. Актер сыграл мужчину, который узнал, что его возлюбленная не профессорская дочка, а приехавшая из провинции работница завода, и хладнокровно бросил девушку, несмотря на то, что та беременна.

Также стоит отметить такие работы Васильева, как киноповесть «Коней на переправе не меняют», производственную драму «Нам здесь жить», мюзикл «Мы из джаза» и молодежную картину «Валентин и Валентина». В последние годы жизни Юрий Николаевич продолжал много трудиться. Он поучаствовал в создании фантастического боевика «Крик дельфина», шпионской ленты «Оглашению не подлежит» и криминальной драмы «Ничего не случилось».

Юрий Васильев в фильме «Оглашению не подлежит»

Последним фильмом в жизни Юрия Николаевича Васильева стала трагическая мелодрама «Только не уходи», в которой он снимался вместе с Еленой Сотниковой.

Влюбленный в театр

С ранних лет Юра увлекался пением и играл на скрипке, хорошо рисовал. В школе записался в спортивную секцию. Но главной целью юного Васильева была игра на сцене и съемки в кино. Он с радостью посещал занятия театрального кружка при новосибирском ТЮЗе.

Там Юра усвоил не только первые уроки актерского мастерства, но и азы театральной этики: в грязной обуви на сцену выходить нельзя, кулисы и занавес актеру трогать не следует. Кумиром парня был известный французский актер Жерар Филип.

Окончив школу, юный сибиряк отправился в Москву. С первого раза поступил в «Щукинку» и учился на курсе у Юрия Катина-Ярцева. В студенческие годы зарекомендовал себя, как способный артист, а дипломная постановка Васильева, в которой он перевоплотился в роль герцога Бекингема, стала заметным явлением в среде столичных театралов.

За получившего актерский диплом Юрия Васильева «сражались» сразу шесть московских театров, но он выбрал Театр Сатиры. Его приход туда выпал на сложные времена – главный режиссер Валентин Плучек конфликтовал с актером Андреем Мироновым, исполняющим большинство главных ролей.

Режиссер сходу стал вводить нового участника труппы на главные роли. К счастью, Миронов не воспринял Васильева, как конкурента, и всячески ему помогал. После внезапной смерти одной из звезд Театра Сатиры на гастролях Юрий Васильев тяжело переживал уход своего наставника и друга. Впоследствии он достойно заменил Миронова.

За время службы в театре, в качестве режиссера поставил «Секретарши» и «До встречи в Венеции». Сам же играл в таких спектаклях, как:

  • «Таланты и поклонники»;
  • «Слишком женатый таксист»;
  • «Восемнадцатый верблюд»;
  • «Трехгрошевая опера»;
  • «Шизофрения»;
  • «Бремя решения»;
  • «Андрюша» (посвящен Андрею Миронову);
  • «Распутник».

За весомый вклад в развитие театра Юрий Васильев в 2001 году удостоен звания Народного артиста России.

В начале 2000-х годов актер и режиссер работал на телевидении, вел программы «Семь бед – один ответ» и «Сами с усами». С 1999 года преподает актерское мастерство в РАТИ (бывший ГИТИС).

В 2010 году открыл в Москве частный «Театр Юрия Васильева», оставшись при этом режиссером Театра Сатиры. Он хочет сделать театр веселым и светлым, чтобы публика после спектаклей выходила из него с возвышенными чувствами.

Жизнь в кино

Из-за постоянной занятости в театре, на съемочной площадке Юрий Васильев редкий гость. Впервые на киноэкранах он появился в роли школьного врача в детском кинофильме «4:0 в пользу Танечки». Позже принял участие в съемках «Балерины», «После дуэли», «Собачьей работы», «Возвращения мушкетеров», «Срочно в номер».

В главных ролях на киноэкранах Юрий Васильев появлялся не так уж часто, но в его послужном списке присутствуют образы:

  • Сергея Митина в «Среди тысячи дорог»;
  • Петра в «Городе над головой»;
  • Луки в «Лизе и Элизе»;
  • Михаила Торопова во «Времена не выбирают»;
  • Павла Духова в «Козленке в молоке»;
  • Костика в «Не в деньгах счастье»;
  • Детектива в «Выхожу тебя искать».

Также зрители увидели актера в сериалах «Времена не выбирают», «Салон красоты», «Дружная семейка, «Земский доктор» В 2016 году Юрий Васильев появился на экранах в ролях второго плана в кинопроектах «Семейные обстоятельства», «Роковое влечение», «Герой». Сыграл Николая Смирнова, отца Ивана и Вики в сериале Мамочки.

В ближайшее время должен появиться еще один фильм с участием актера – «Король Мадагаскара». В этом проекте Юрий Васильев играет англичанина.

Больше не «бывший муж Татьяны Васильевой»

Актер с женой Верой и дочерью Варварой | Фото: stuki-druki.com

Через 8 лет после развода с Васильевой актер женился на тележурналистке Вере, которая впоследствии заняла пост шеф-редактора на телеканале «Культура». Во втором браке у Васильева родилась дочь Варвара. И на этот раз актер приложил все усилия для того, чтобы роль отца стала для него главной. Он во всем помогал жене, чтобы дать ей возможность не уходить с работы, сам часто отказывался от ролей и никогда об этом не пожалел. Позже он признался в том, что все жертвы оказались оправданными, ведь семейное счастье бесценно. Вместе с Верой они остаются уже 30 лет.
 

Актер с женой Верой и дочерью Варварой

В 2009 г. Татьяна и Анатолий Васильевы появились вместе на сцене в спектакле «Розыгрыш», из-за чего многие решили, что наконец произошло примирение артистов. На самом деле за кулисами они не общались, а согласиться на участие в этом проекте Васильева заставили финансовые трудности. Незадолго до этого актер перенес инфаркт, какое-то время оставался без работы, а потому вынужден был переступить через собственные принципы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чего зрители не знают о Татьяне Васильевой >>
 

Народный артист РФ Анатолий Васильев | Фото: kino-teatr.ru

В последние несколько лет актеру не раз поступали предложения от Бориса Корчевникова, но Васильев категорически отказывается участвовать в его программе «Судьба человека». Актер считает, что ведущий «ковыряет то, куда не положено лезть». Не представляет он себя и гостем ток-шоу Андрея Малахова. «Этого никогда не будет. Я совершенно другой человек. Мне это просто не подходит», – говорит актер. При этом он никогда не объяснял причин, по которым отказывался от общения с журналистами.
 

Слева – Анатолий Васильев с сыном и внуком. Справа – Татьяна Васильева с сыном Филиппом и дочерью Лизой

А вот жена актера, Вера Васильева, однажды пролила свет на эту ситуацию. Она призналась: «Это самая больная тема для Анатолия Васильева. Он потому и отказывается давать интервью, чтоб не говорить о личной жизни и бывшей жене. Даже если речь идет о творчестве, все равно вспомнят о Татьяне Васильевой. И обязательно что-то спросят. Этих тем Анатолий избегает».
 

На сцене Малого театра: спектакли с участием Васильева


Юрий Васильев в роли Аполлона Окоемова в спектакле Василия Федорова «Красавец-мужчина». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru


Слева направо: писатель Александр Солженицын, Юрий Васильев, режиссер Борис Морозов на премьере спектакля Бориса Морозова «Пир победителей». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru


Юрий Васильев в роли Егора Глумова в спектакле Николая Александровича, Леонида Варпаховского и Владимира Бейлиса «Бешеные деньги». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Параллельно со съемками в кино Юрий Васильев играл в спектаклях Малого театра. В основном второстепенных персонажей: Люлюкова в «Ревизоре», Олега Морозова в «Твой дядя Миша», Гримма в пьесе Шиллера «Разбойники». Аншлаги собирала постановка «Бешеные деньги» по Александру Островскому. Васильев исполнил роль Глумова — молодого человека, который не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние.

В 1990 году Васильев сыграл Афанасия Вяземского — главу опричников в постановке «Князь Серебряный» по одноименному историческому роману Алексея Толстого. В следующем году актер исполнил роль Чарльза в постановке режиссера Бориса Морозова «Убийство Гонзаго». В основу либретто лег эпизод из драмы «Гамлет» Уильяма Шекспира: одноименный спектакль показывали бродячие артисты. Режиссер превратил часть пьесы в самостоятельную постановку. Чтобы лучше вжиться в роль, Юрий Васильев прочитал несколько книг об истории английского театра и сам переводил фрагменты драмы.

Следующей премьерой стал спектакль «Пир победителей» по пьесе Александра Солженицына в 1995 году. Васильев вышел на сцену в образе полковника Бербенчука. Театровед Борис Любимов вспоминал: «Роль — не центральная, а становилась одной из центральной. И я вдруг почувствовал, что какая-то его ипостась, может быть, комедийная в полной мере не была реализована». Актеры дважды встречались с писателем и обсуждали своих героев. 21 января 1995 года, за четыре дня до премьеры, спектакль показали литератору. Солженицын написал в дневнике: «Сегодня один из самых счастливых дней в моей жизни — я увидел «Пир победителей» на сцене».

В 1997 году Юрий Васильев дебютировал как режиссер. Вместе со своим другом Юрием Соломиным он поставил «Коварство и любовь» по Фридриху Шиллеру, а чуть позже — «Лес» по Александру Островскому. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» Соломин вспоминал: «Буквально последние два-три года перед своим уходом он ко мне подошел и сказал: «Я вот хочу себя попробовать в педагогической деятельности, в режиссуре. Можно я тебе буду помогать?» И как режиссер он очень полюбился актерам».

Весной 1999 года режиссер Манос Захариас пригласил актера вместе с женой в Грецию. Там проходил фестиваль кино и показывали картину «Ловцы губок». Нелли Корниенко вспоминала: «Это был подарок с небес. Все было необычайно красиво, торжественно. Нас встречали с охапками белых роз. Эти таверны, где мы слушали музыку и где Юра танцевал сиртаки — прямо как в фильме 40 лет назад».

В январе 1999 года Юрию Васильеву присвоили звание народного артиста России. Но уже через несколько месяцев, 4 июня 1999 года, актер скончался. Ему было 59 лет.

Фильмография: Актер

  • Король Мадагаскара (2015)
  • Мольер (Кабала святош) (телеспектакль) (2013)
  • Эффект Богарне (сериал) (2012)
  • Собачья работа (сериал) (2012)
  • Хомо Эректус (телеспектакль) (2012)
  • 20 лет без любви (2011)
  • Земский доктор. (сериал) (2012, 2014)
  • Записки экспедитора Тайной канцелярии (Сериал) (2010)
  • Возвращение мушкетеров (2009)
  • Спецкор отдела расследований (сериал) (2009)
  • И примкнувший к ним Шепилов (сериал) (2009)
  • Выхожу тебя искать (сериал) (2009)
  • Александр Ширвиндт. Счастливая жизнь счастливого человека (документальный) (2009)
  • Гоголь. Портрет загадочного гения (короткометражный) (2008)
  • Мальчик и девочка (2008)
  • Человек в кадре (документальный) (2008)
  • Личная жизнь доктора Селивановой (сериал) (2007)
  • Срочно в номер (сериал) (2007)
  • Кто в доме хозяин? (2006)
  • Адам и превращение Евы (2005)
  • Не в деньгах счастье (2005)
  • Гибель Империи (2005)
  • Бальзаковский возраст, или все мужики Сво… (сериал) (2004)
  • Козленок в молоке (2003)
  • Секретарши (телеспектакль) (2002)
  • Времена не выбирают (2001)
  • Андрюша (телеспектакль) (2001)
  • Искушение Дирка Богарта (2001)
  • Салон красоты (сериал) (2000)
  • Черная комната (киноальманах) (2000)
  • Катерина Ивановна (телеспектакль) (1999)
  • Лиза и Элиза (1996)
  • Дон Кихот и Дон Жуан (телеспектакль) (1994)
  • Простодушный (1994)
  • Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный) (1994)
  • Балерина (1993)
  • Катька и Шиз (1992)
  • После дуэли (телеспектакль) (1990)
  • Оглашению не подлежит (1987)
  • Гнездо глухаря (телеспектакль) (1987)
  • Город над головой (1985)
  • Тевье-молочник (телеспектакль) (1985)
  • Новоселье (телеспектакль) (1985)
  • Без семьи (1984)
  • Среди тысячи дорог (1983)
  • Подросток (1983)
  • 4:0 в пользу Танечки (1982)
  • Сто первый (1982)
  • У времени в плену (телеспектакль) (1980)
  • Соловей (1979)
  • Месяц длинных дней (1979)
  • Портрет с дождем (1977)
  • Такая короткая долгая жизнь (1975)

Анатолий Васильев сейчас

В 2019 году фильмография актера не пополнялась. Однако поклонники могли увидеть его в программе «Идеальный ремонт». Дизайнеры переделывали однокомнатную квартиру народного артиста, где он живет вместе с супругой. Результат понравился всем. Авторам программы удалось расширить и сделать более уютной совмещенную спальню-гостиную, превратить лоджию в комфортабельный кабинет, обновить интерьер кухни.

В июле 2020 года на Первом канале стартовал показ многосерийного фильма «Андреевский флаг» с участием актера. Сюжет развивается вокруг семьи военных моряков Чернобаевских, которые всю свою жизнь служили на подводном флоте. Для съемок проекта Министерство обороны России предоставило настоящую военную технику, подводные лодки и корабли.

Анатолий Васильев в фильме «Полоса отчуждения»

Анатолий Васильев исполнил роль главы семейства Григория Сергеевича. Он ушел в отставку со службы в звании вице-адмирала на Балтийском флоте. Его дело продолжает сын — командир атомной подводной лодки, капитан 2-го ранга Сергей (Дмитрий Миллер). Большие надежды мужчина возлагает на внука Валеру (Семен Шемес), который учится в школе.

Затем ожидалась еще одна премьера с участием Васильева. Актер занят в съемках приключенческого сериала «Чудотворная». Сюжет завязан на древней иконе, которая, по слухам, чудотворная. В 17-м веке она принадлежала семье староверов Шлыковых, потом затерялась. Охотники за древними ценностями узнали, что в настоящее время реликвия вроде бы находится в скиту у Карпа и его дочки Агафьи. Они отправляются на ее поиски в Сибирь.

Помимо съемок в кино, сейчас актер продолжает играть на сцене родного Театра им. Моссовета, а также в антрепризе.

Заменил внуку отца

«Москва слезам не верит» стала последней крупной ролью Юрия Николаевича в кино. Их, собственно, было всего три — о них мы уже рассказали. Актер безумно переживал из-за невостребованности в профессии, но всегда верил, что лучшая роль еще впереди. Например, он очень любил Чехова и держал томик его произведений на тумбочке. Мечтал сыграть в Малом театре Гаева в «Вишневом саде». Но к этой роли его даже близко не подпускали. А он переписал от руки роль в тетрадку. Думал: «Вдруг кто-то из коллег заболеет, а я знаю текст и смогу его подменить».


У актера с дочкой были невероятные любовь и взаимопонимание

Васильев ждал работы и жил маленькими радостями. Обожал играть в теннис. Когда собирались на гастроли, первым делом укладывал ракетки, мячи. Любил плавать и париться в бане. Купил дом под Переславлем-Залесским на берегу Плещеева озера, где мог бесконечно трудиться в огороде.

— Чеснок выращивал сам, — вспоминает единственная дочь Васильева Екатерина, выпускница ГИТИСа. — И еще картошку, морковку, кабачки, тыкву. Ухаживал за яблоневым садом и вишней. Сам все делал по даче: косил, пилил, провел отопление. Я уже не говорю, что воду возил из источника и еще помогал мне с четырехмесячным сыном Колей. Мы с ним вдвоем оставались на даче, и он даже клизму ребенку мог поставить! И меня очень любил и поддерживал во всем.

Вдобавок Юрий Николаевич практически заменил внуку папу.

Личная жизнь

Те, кто знал артиста, много говорят о том, каким скромным и глубоко интеллигентным человеком был Юрий Васильев. Личная жизнь актера никогда не афишировалась. О нем не писала бульварная пресса, он не участвовал ни в скандалах, ни в сомнительных пиар-акциях.

Всю жизнь прослужил в одном театре с женой – также известной актрисой, но познакомились Нелли Корниенко и Юрий Васильев вовсе не на работе: роман длиною в сорок лет вспыхнул на юге, в Геленджике. Он отдыхал с родителями, она – с подругой. Зародившись под жарким солнцем возле моря, курортный роман не увял: молодые люди встретились в Москве, и отношения продолжились.


В картине «Ловцы губок» они снялись оба – и, судя по всему, в это время были уже женаты. Нелли вспоминает, что на момент знакомства с будущим мужем ей было 18 лет, три года они встречались, потом поженились – т. е. свадьба состоялась в 1959 году. Так что любовь главных героев фильма не была вполне «киношной».

На момент свадьбы жениху и невесте едва исполнилось двадцать, жить пришлось вместе с родителями мужа. Жили небогато, приходилось много работать – и повсюду юная чета была рядом: в театре, на гастролях, на отдыхе. Бывало, что вспыхивало и раздражение: все-таки от постоянной близости иногда устаешь. Время от времени случались ссоры (в одном из интервью Нелли вспоминала, что даже устраивала мужу бурные сцены ревности), но любовь друг к другу они пронесли через всю жизнь.

В 1967 году у пары появилась обожаемая дочь Катя, они очень скоро получили квартиру и переехали. Позже Васильев практически собственными руками построил дом в деревне.

Главная роль в кино

Следующей работой в кино стала роль в «Журналисте» (режиссер С. Герасимов, 1967). Картина эта оказалась насквозь советской, наивной, прославляющей жизнь простого человека. К любимым произведениям советского кино она, к сожалению, не относится, но сыграл Васильев живо и непосредственно. Фильм получил первую премию Московского международного фестиваля. Партнершей Васильева на съемках была Галина Польских. Актеры настолько правдоподобно сыграли любовь, что жена актера Нелли Корниенко, присутствовавшая на премьере, вспоминала потом, что даже ревновала мужа.

После выхода картины на экран актер Васильев Юрий Николаевич в глазах поклонниц стал ассоциироваться с героем, которого играл. Ему пачками приходили письма, в некоторых ему даже предлагали руку и сердце (и это при беременной жене). Такая бурная слава была скоротечна: после «Журналиста» режиссеры не баловали Васильева главными ролями, что довольно-таки странно. Казалось бы: замечательная, яркая внешность должна была стать дополнительным козырем, да и как актер Васильев Юрий Николаевич был настоящим профессионалом – но реализовать в полной мере свой талант ему так и не пришлось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector