Гид по фильмам андрея смирнова: влюбленность
Содержание:
- Долги
- Ненависть к школам
- БИОГРАФИЯ
- Битва за Ургант
- Творчество
- Авдотья Смирнова сейчас
- ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР
- Картинка советского кино
- Легендарный режиссёр и успешный актёр
- АКТЕР
- Сын Андрея Смирнова: Все папины дети бегали ему за водкой
- Личная жизнь
- ИНТЕРВЬЮ
- РЕЖИССЕР
- Детские годы и Юность
- Андрей Смирнов сейчас
- Биография
Долги
К интересным фактам об Андрее Смирнове возможно отнести и такую информацию: едва ли не половину карьеры кинематографист жил на грани нищеты — приходилось постоянно одалживаться.
Постоянное вмешательство цензоров приводило к тому, что предлагаемые проекты не одобряли, а снятые картины вместо кинотеатров отправлялись пылиться на полки. Те ленты, которые все-таки допускались к показу, приходилось сильно менять, искажая первоначальный сценарий. В результате постановочные либо вовсе не платили, либо нещадно резали из-за пересъемок и задержек.
Приходилось крутиться на все лады. Кинематографист научился писать сценарии — по его произведениям ставили спектакли и снимали фильмы. Преподавал в театральных вузах и вел мастер-классы для желающих повысить квалификацию в Союзе и за рубежом. Освоил и профессию лицедея — стал играть сам, зарабатывая уже как актер.
По личному признанию Андрея Сергеевича, справиться с постоянной необходимостью жить в долг, с невозможностью позволить себе ни машину, ни дачу удалось только в пору перестройки. В 1985-м, когда режиссеру уже исполнилось 44 года, получилось разорвать порочный круг безденежья: на экраны вышел пролежавший два десятилетия в шкафу «Ангел», за которого кинематографист наконец получил причитающиеся деньги.
В 1988-м Смирнова назначили на пост первого секретаря Союза кинематографистов — министерская зарплата, по словам знаменитости, привнесла в его жизнь недостижимую прежде стабильность.
Выбравшись однажды из долговой трясины, Андрей Сергеевич приложил все силы для того, чтобы больше в нее никогда не возвращаться. Но память о голодных и тяжелых временах сохранил надолго, как и озлобленность на не позволявшее творить так, как ему самому того желалось, киноруководство.
Ненависть к школам
Воспоминания режиссера о детстве не самые радужные — лет до четырнадцати Андрея, страдавшего пороком сердца и — на его фоне — физической немощью, нещадно били одноклассники и ребята постарше как наиболее слабого. Отчего школы, которые Смирнов до седьмого класса успел сменить трижды, ассоциировались у него исключительно с неприятностями. Неудивительно, что будущий кинематографист ненавидел учебные заведения всем сердцем.
Только в старших классах, когда отец после переезда в Москву устроил Андрея во французскую спецшколу, ситуация изменилась. На новом месте Смирнов почувствовал себя вполне комфортно. А полученные навыки владения иностранными языками впоследствии пригодились в институте.
БИОГРАФИЯ
Андрей Смирнов родился в Москве, в семье известного писателя Сергея Смирнова. Когда юноша учился в седьмом классе, семья переехала в Марьину Рощу, где Андрей продолжил учебу во французской спецшколе. «В Москве тогда было всего три школы с углубленным изучением иностранных языков. Я заканчивал седьмой класс, и отец мне сказал, что надо быть дураком, чтобы упустить такую возможность. И без всяких учителей я выучил за лето грамматику и в восьмой класс пошел во французскую школу. Через два года был обмен школьниками, и мы, девять оболтусов, поехали на месяц во Францию. В Париже нас водили на экскурсию в музей современной живописи, показывали и Ван Гога, и Матисса. Но мы знали тогда, что это буржуазные капризы, а никакая не живопись. Я помню, как увлеченно рассказывал экскурсоводу на французском языке, какой великий живописец Васнецов и какая прекрасная картина «Три богатыря», — вспоминает Смирнов.
После окончания школы Андрей поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма) и окончил его в 1962 году.
Битва за Ургант
Разговор про любопытные факты из жизни Андрея Смирнова разумно начать с эпизода, касающегося фильма «Белорусский вокзал», снятого по сценарию Вадима Трунина и без единой батальной или жестокой сцены ставшего одной из лучших художественных киноработ, посвященных Великой Отечественной войне.
Под конец съемочного процесса, когда оставалось доделать только сцену с медсестрой, начальство подкинуло Андрею Смирнову новую проблему. Вместо уже утвержденной Нины Ургант, гармонично вписавшейся в качестве фронтовой медсестры в мужской актерский ансамбль, настойчиво потребовали взять в картину Инну Макарову — пробы артистки произвели положительное впечатление на саму Екатерину Фурцеву, занимавшую в те годы пост министра культуры.
Кадр из фильма «Белорусский вокзал»
Смирнов отказался менять уже утвержденную актрису на чужую креатуру, несмотря на давление сверху. Когда после повторных проб худсовет утвердил кандидатуру Макаровой, Андрей Сергеевич написал заявление, сложив с себя полномочия режиссера ленты, и в расстроенных чувствах уехал на дачу к товарищу — пить.
Выходка Смирнова оказалась действенной. На четвертый день загула к воротам дома, где «топил в вине» горечь кинематографист, подъехала машина с «Мосфильма» — доставить режиссера на студию. Стремительно приведя себя в порядок, Андрей Сергеевич отправился доделывать работу, поскольку руководство все-таки дало добро на участие Нины Ургант в ленте.
Творчество
Актёр кино
- 1986 — Красная стрела — Карандин
- 1986 — Мой любимый клоун — врач
- 1990 — Чернов/Chernov
- 1993 — Мечты идиота — Корейко
- 1993 — Плащ Казановы
- 1996 — Мания Жизели — Жорж Браун
- 2000 — Дневник его жены — Иван Бунин
- 2002 — Дневник убийцы
- 2003 — Идиот — Тоцкий
- 2003 — Инструктор — Ольшанский
- 2003 — Тяжёлый песок — Иван Карлович Краузе
- 2004 — Московская сага — Леонид Пулково
- 2005 — В круге первом — Бобынин
- 2005 — Persona non grata — секретарь замминистра иностранных дел России
- 2005 — Господа присяжные — Александр II
- 2006 — Из пламя и света — жандармский генерал
- 2008 — Апостол — Истомин Аркадий Андреевич
- 2008 — Отцы и дети — Павел Петрович Кирсанов
- 2009 — Оптический обман
- 2009 — Черчилль — Лев Аронович Розенберг
- 2011 — Елена — Владимир
- 2011 — Два дня — Министр экономического развития
Режиссёр кино
- 1961 — Юрка — бесштанная команда (короткометражный)
- 1962 — Эй, кто-нибудь! (короткометражный)
- 1964 — Пядь земли
- 1966 — Шуточка (короткометражный)
- 1967 — киноновелла «Ангел» в рамках киноальманаха к 50-летию Октябрьской Революции «Начало неведомого века» (по рассказу Ю. Олеши)
- 1970 — Белорусский вокзал
- 1974 — Осень
- 1979 — Верой и правдой
- 2006 — Свобода по-русски (документальный)
- 2011 — Жила-была одна баба
Киносценарии
- 1962 — Эй, кто-нибудь!
- 1974 — Осень
- 1985 — Сентиментальное путешествие на картошку
- 1985 — Я сделал всё, что мог
- 2011 — Жила-была одна баба
Авдотья Смирнова сейчас
Сейчас Авдотья Андреевна продолжает заниматься благотворительностью и режиссерской деятельностью.
В 2021 году состоялась премьера российского драматического музыкально-биографического сериала «Вертинский». Смирнова выступила в качестве режиссера и автора сценария. В актерский состав вошли такие звезды, как Анна Михалкова, Виктория Исакова, Паулина Андреева. Этот проект для Авдотьи Андреевны можно назвать семейным, поскольку в нем участвовали ее отец Андрей Смирнов, брат Алексей и его супруга Анастасия Пальчикова.
Работа над лентой началась еще в 2013-м. В процессе создания сценария были изучены архивные документы, воспоминания самого Вертинского, проводились консультации с историками.
Сериал Авдотьи Смирновой «Вертинский»
Образ певца воплотил Алексей Филимонов. По словам Смирновой, актер был назначен на роль без кастинга. Поскольку сюжет охватывает 40 лет жизни Вертинского, Филимонову пришлось поправиться на 13 кг, а затем похудеть на 7. Алексею побрили верхнюю часть головы и на этот участок приклеивали соответствующий возрасту персонажа парик. 3 месяца занятий с педагогом по вокалу помогли артисту самостоятельно исполнить все 10 песен из репертуара героя.
Бюджет проекта позволил создать 8000 костюмов, 340 декораций, 8000 человек массовки и 260 говорящих персонажей. Несмотря на то что история Вертинского охватывает 7 стран, съемки проводились только в трех: России, Турции и Венгрии.
По мнению Авдотьи Андреевны, сам Вертинский «должен не без одобрения относиться к нашей работе».
ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТЕР
- История одного назначения (2018)
- Оптимисты (2017), сериал
- Частица вселенной (2016), сериал
- Черные кошки (2013), сериал
- Оттепель (2013), сериал
- Два дня (2011)
- Елена (2010)
- Черчилль (2009)
- Отцы и дети (2008)
- Апостол (2007), сериал
- Тяжелый песок (2007)
- В круге первом (2006), сериал
- Персона нон грата (2005)
- Господа присяжные (2005)
- Медная бабушка (2004)
- Московская сага (2004), сериал
- Инструктор (2003), сериал
- Право на защиту (2003), сериал
- Идиот (2003), сериал
- Любовник (2002)
- Дневник его жены (2000)
- Музыка любви. Неоконченная любовь (1996)
- Хаги-траггер (1994)
- ЧП районного масштаба (1988)
- Красная стрела (1986)
- Идущий следом (1984)
- Осень (1974)
- Белорусский вокзал (1970)
- Белое солнце пустыни (1969)
- Пядь земли (1964)
- Девять дней одного года (1961)
- Слепой музыкант (1960)
Картинка советского кино
В своей книге «Лопухи и лебеда» Андрей Смирнов вспоминал, что в 60-е годы его совершенно не устраивала характерная для советских кинолент того времени картинка. Режиссеру она казалась излишне выспренной и лакированной по причине избытка освещенности.
Самому ему, тогда собиравшемуся снимать новеллу «Ангел» для киноальманаха «Начало неведомого века», больше по душе была та естественная игра света и тени, которую в своих работах добивались Жан-Люк Годар или Ингмар Бергман.
Андрей Смирнов с актером Алексеем Серебряковым
Зная, что советская черно-белая пленка вполне годится для подобных экспериментов с освещением в кадре, Смирнов занялся поиском подходящего оператора. Однако когда кандидаты узнавали, что на площадке искусственного света не будет, то неизменно предлагали режиссеру снимать такую «халтуру» самому.
Согласился только молодой Павел Лебешев, за которым к тому моменту числилась единственная короткометражка, созданная в рамках вузовской практики. Только начавшее набираться опыта, но невероятно амбициозное дарование на слова Смирнова о том, что снимать придется без света, заявило: «Да хоть без пленки!» Попутно добавив во фразу, которую Андрей Сергеевич потом назовет легендарной, кое-что короткое, ярко-эмоциональное, но совершенно непечатное.
Легендарный режиссёр и успешный актёр
- В 1962 году получил диплом. За время учёбы снял пару короткометражных фильмов «Юрка – бесштанная команда» и «Эй, кто-нибудь».
- В 1964 году вышел первый полнометражный фильм Андрея Смирнова в соавторстве с режиссёром Борисом Яшиным. «Пядь земли» был снят по повести Григория Бакланова о лете 1944 года с Александром Збруевым в главной роли. Критики благосклонно приняли картину, а вот Смирнов остался работой не доволен.
В фильме «Пядь земли» (1964)
- В 1966 году также с Борисом Яшиным сняли короткометражку «Шуточка» по рассказу А.П. Чехова.
- В 1967 году Смирнов сделал киноновеллу «Ангел» по рассказу Ю. Олеши. Работа должна была входить в киноальманах «Начало неведомого века». Но не прошла цензуру. Андрей отказался вносить предложенные правки. Фильм пролежал 20 лет на полке. Как считают некоторые кинематографисты, с этого запрета началась эпоха застоя в советском кино. Показали картину только в 1987 году. Многие кинокритики считают первую самостоятельную работу Андрея Смирнова лучшей из его фильмов.
- В 1970 году с огромным трудом пройдя различные комиссии цензоров по допуску и, претерпев множество изменений, на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал». Работа стала легендарной и прославила режиссёра Смирнова на всю жизнь. Песня, которую исполняют главные герои на стихи Булаты Окуджавы и музыку Альфреда Шнитке до сих пор считается одной из лучших о войне.
- В 1971 году фильм получил главный приз на кинофестивале в Карловых Варах.
- В 1975 году Смирнов выпустил картину «Осень» выступив режиссёром и автором сценария. Работа подверглась жёсткой критике за откровенные сцены между главными героями. Андрей тяжело переживал новые неудачи в карьере.
- В 1979 году Смирнов представил фильм «Верой и правдой». Но опять был вынужден многое менять в картине по требованию цензоров. Подобное отношение к своему творчеству заставило режиссёра надолго уйти из профессии. Он не видел смысла снимать фильмы, если они подвергаются изменениям. Андрей вспоминал, что жил в нищете, ему пришлось зарабатывать актёрской профессией.
- В 1981 год снялся в фильме «Северная радуга». Последующие годы продолжил постоянно участвовать в фильмах.
- В 1984 году сыграл в картине «Идущий следом».
- В 1985 году на сцене Московского театра Сатиры была поставлена его пьеса «Родненькие мои».
- В 1986 году снялся в фильме «Красная стрела».
В фильме «Красная стрела» (1986)
В 1988 году занял должность первого секретаря Союза кинематографистов. И только в это время смог поправить материальное положение. Оставался на этом посту до 1990 года.
В 1990 году вышла картина Сергея Юрского «Чернов» с Андреем Смирновым в главной роли. За эту работу получил приз на международном кинофестивале в Карловых Варах.
В 1993 году поучаствовал в уникальных проектах. Российско-французский фильм «Мечты идиота» и российско-итальянский фильм «Плащ Казановы».
В фильме «Мечты идиота» (1993)
АКТЕР
Как актер Смирнов дебютировал в 1961 году, исполнив эпизодическую роль в фильме своего учителя Михаила Ромма «Девять дней одного года». После этого были работы в картинах: «Звонят, откройте дверь», «Красная стрела», «Идущий следом» и «Мой любимый клоун».
В 2000-м году Андрей Смирнов исполнил одну из самых ярких и самобытных ролей в своей актерской фильмографии – писателя Ивана Бунина в картине Алексея Учителя «Дневник его жены». Лента была отмечена несколькими престижными премиями, а Смирнов получил «Нику» за исполнение роли знаменитого писателя.
«Елена»
Важную страницу в творческой биографии Смирнова занимает участие в картине Андрея Звягинцева «Елена». В фильме актер сыграл роль мужа главной героини, блистательно исполненной Надеждой Маркиной. «Смирнов очень живой, широко образованный человек, умница, легко говорит на французском и английском языках, внутренне пластичен, жив и активен. Для меня он был камертоном, он определял градус актерского существования в кадре, словно бы настраивал своих коллег», — рассказывает режиссер картины Андрей Звягинцев.
«Оптимисты»
Один из последних проектов Смирнова – многосерийный фильм Алексея Попогребского «Оптимисты», рассказывающий о жизни советских дипломатов 60-х годов. Премьера сериала состоится в 2020 году на телеканале «Россия». Продюсером картины стал Валерий Тодоровский, а главные роли исполнили: Владимир Вдовиченков, Егор Корешков, Евгения Брик, Артем Быстров, Максим Виторган и другие.
Сын Андрея Смирнова: Все папины дети бегали ему за водкой
Режиссер Алексей Смирнов дал интервью о своей работе в кино, рассказал об учебе во ВГИК и отношениях в семье.
23-летний режиссер Алексей Смирнов – поздний и единственный сын народного артиста России Андрея Смирнова (режиссер «Белорусского вокзала»). Ему было 50, а его жене Елене Прудниковой 42, когда у них родился долгожданный наследник.
У Алексея три старшие сестры: сводные Авдотья и Александра от актрисы Натальи Рудной и родная Аглая. Самая известная из них – режиссер, сценарист и телеведущая Дуня Смирнова.
«У него множество снимков голых женщин»
– Алексей, решили продолжить династию и пошли на режиссуру?
– Отец мечтал, чтобы я ни в коем случае не занимался кинематографией! Он хотел видеть меня ученым, математиком, на худой конец – композитором. И я стал востоковедом. А во ВГИК пошел из-за Сергея Соловьева. Очень хотел учиться именно у него. После экзамена по древнекитайскому было уже ничего не страшно.
– Соловьев знал, чей вы сын?
– Конечно, они с отцом давние друзья. Но мы не сразу нашли контакт. Сергей Александрович несколько раз умолял меня «уйти по-хорошему», обещал нанять киллера, в результате я стал очень внимательным к деталям и спокойным как слон.
Однажды он заставил меня 13 раз полностью переписать сценарий. Каждый раз он не оставлял на моем тексте камня на камне, называл меня дураком.
Отец не выдержал и сделал работу за меня. Соловьев прочитал и закричал: «Чушь!» Отец звонит ему: «Сережа, так это же я написал!» «Чушь ты написал, Андрюша! Еще пиши!»
– С тех пор они, я полагаю, в ссоре?
– Нет. В конце концов мой требовательный наставник усадил меня в углу и заставил писать прямо в монтажной, где он работал над своим фильмом. И тогда я уставился на него и впервые заметил, какие у него потрясающие уши с огромными мочками, будто он персонаж скандинавской мифологии.
И я начал писать: «В кадре появляется ухо», затем добавил «черное», чтобы меня не уличили в том, что я пишу про ухо мастера. В студии у Сергея Александровича висит множество снимков голых женщин, он любит обнаженную натуру. Скоро выйдет в свет фотоальбом с его работами, которые он сделал за многие годы. Они меня тогда очень вдохновили.
И я сочинял дальше: «Появляется живот…» Такой бред мог быть написан либо под воздействием наркотических веществ, либо от отчаяния. Соловьев прочитал и сказал: «Вот это дело! Утверждаю!» Так родился мой фильм «Алмазная кожура».
Алексей Смирнов / Катерина Мигулина, Борис Кремер
«Актера нужно облизывать»
– Чему главному вы научились у Соловьева?
– Никогда не называть кино продуктом.
– А у своего отца Андрея Смирнова что взяли?
– Как бы отец ни отгонял меня от съемочной площадки, я с 14 лет работаю в кино: в сериале «Тяжелый песок» я набирал массовку в городе Щорсе. Я бегал по улицам и зазывал людей на площадку. Так набрал более 600 человек, на каждого надел порядковый номер и привел эту толпу, на удивление съемочной группы.
А на съемках в фильме моей сестры Дуни «Отцы и дети» самым любимым занятием у меня было вставать спозаранку, варить кофе и будить Фенечку (актрису Катю Вилкову) с чашечкой в руках. Я чувствовал себя значимым, даря ей с утра хорошее настроение.
Этому меня как раз и научил папа. Он любит повторять, что «актера нужно облизывать, чтобы он ни в чем не нуждался».
– У вас три старшие сестры. Расскажите о них.
– Самая моя любимая Дунькина картина – «Два дня». Дуня вычитала мой новый сценарий и дала много ценных советов, она всегда поддерживает меня.
– А с ее мужем Анатолием Чубайсом вы знакомы?
– Виделись пару раз. Он показался мне симпатичным.
– А чем занимаются ваши другие сестры?
– Аглая старше меня на 11 лет, она редактор на киностудии «Мармот» у Валерия Тодоровского. Моя сводная сестра Александра (ей 42) живет в Лондоне, работает в крупной компании, не связана с кино.
У отца пока двое внуков – дочка Аглаи Таисия и сын Дуни Данила.
– У вашей семьи есть традиции?
– Единственная традиция – все папины дети бегают ему за водкой.
Сын режиссера Алексея Балабанова, скончавшегося 18 мая, рассказал о выходе последнего фильма отца
Личная жизнь
Авдотья замужем вторым браком. Первый супруг — Аркадий Ипполитов, искусствовед. Они поженились в 1989 году. Спустя год у пары родился сын Данила. Он учился в футбольной школе «Зенит», чемпион мира по пляжному футболу в составе сборной России, вратарь.
В 2015 году Данила завершил спортивную карьеру, окончил Государственный университет кино и телевидения, продюсерская мастерская Сергея Сельянова.
Первый брак продержался всего шесть лет. К бывшему мужу Смирнова относится с большим уважением: «Я вышла замуж в двадцать лет, в двадцать один родила сына. И с мужем, уже бывшим, Аркадием Ипполитовым, я до сих пор очень дружу, он близкий, дорогой мне человек. На меня в жизни повлияло несколько людей. Это, безусловно, Аркадий».
В 2012 году актриса вышла замуж за политического деятеля Анатолия Чубайса. До этого они были знакомы больше десяти лет и общались как друзья: «Мы же встретились с Толей очень давно, я общалась с ним по работе еще тогда, он был мне Анатолий Борисович. А потом мы медленно начали дружить, точнее — приятельствовать. И это приятельство очень сильно повлияло на мое понимание каких-то процессов. В этом участвовал не только он. Мне повезло общаться и с Егором Тимуровичем Гайдаром, и с Сергеем Владиленовичем Кириенко, а это все серьезные ребята. Когда с ними разговариваешь, выясняется, что все не совсем так, как ты себе представлял. Что касается совместной жизни, то Толя очень сильно повлиял не только на мое понимание госмашины, но и на мои представления о стране. Он мне ее показал».
ИНТЕРВЬЮ
О современном российском кинематографе
«Сейчас много успешных коммерческих проектов. Мне кажется, нынешний кинематограф при всех его недостатках здоровее, чем советский. Он больше связан с публикой. И хотя деньги найти трудно, но появляются картины и авторского кино. Находят деньги и Сигарев, и Мизгирев, и Федорченко. Есть Роднянский и фильмы Звягинцева. В общем, все развивается все в здоровую сторону».
О стране
«Мне кажется, что просвещение — это самое необходимое для России. Но с этим надо хотя бы сто лет прожить. Чтобы четыре поколения знали свою историю, научились вести себя друг с другом».
О детях
«Все мои дети отличаются патологической самостоятельностью, так что сбить их с пути советами я не боюсь. Они почти наверняка сделают наоборот. Я вижу ошибки Дуни в сценарных или режиссерских работах, но, в целом, они мне нравятся. Стыдиться там нечего».
По материалам сайтов kino-teatr.ru, sobesednik.ru, colta.ru, vokrug.tv, uznayvse.ru, piter.tv, kinopoisk.ru
РЕЖИССЕР
Свою первую полнометражную картину «Пядь земли» режиссер снял в 1964 году в соавторстве с Борисом Яшиным. Фильм, созданный по мотивам одноименной повести военных лет Г. Бакланова, был высоко отмечен современниками и получил положительные отзывы чиновников из Госкино СССР.
«Ангел»
Следующим большим проектом Смирнова стала киноновелла «Ангел» из альманаха «Начало неведомого века» 1967 года. Действие картины происходит в 1920 году. На железнодорожной платформе собралась группа людей: человек, везущий корову (Николай Губенко), студент-эсер (Георгий Бурков), комиссар Парфенов (Леонид Кулагин) и другие. Путешествие героев завершается, когда их берет в плен вышедшая из леса банда Ангела. У главаря свои счеты с Парфеновым…
Несмотря на то, что фильм задумывался к 50-летию октябрьской революции, на экраны он вышел только спустя 20 лет после создания – в 1987 году. Режиссер рассказывает: «При Горбачеве картину достали с полки, как и вторую короткометражку режиссера Ларисы Шепитько (новелла «Родина электричества» — прим. ред.). Вообще-то, полочные картины аккуратно хранились в фонде, но, почему-то, эти негативы не нашли. К счастью, монтажер, которая работала со мной, 20 лет хранила одну копию у себя в монтажной».
«Белорусский вокзал»
В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», ставший настоящим триумфом в карьере молодого режиссера. В картине собрался блестящий актерский ансамбль: Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Нина Ургант и другие. Фильм был удостоен Главной премии на I Фестивале кинематографии в Карловых Варах. Он и по сей день считается одним из лучших кинопроизведений, посвященных теме Второй мировой войны.
«Жила-была одна баба»
В 2011 году состоялась премьера последней на сегодняшний день режиссерской работы Смирнова – картины «Жила-была одна баба», рассказывающей о жизни русской деревни в 1909-1921 гг. В центре сюжета – жизнь простой тамбовской крестьянки Варвары, которая протекает на фоне исторических событий – Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война и Тамбовское восстание.
В фильме снимались: Дарья Екамасова, Нина Русланова, Роман Мадянов, Алексей Серебряков, Алексей Шевченков и другие.
Детские годы и Юность
Детство маленького Андрюши было трудным, потому что время было тяжелое: военное и послевоенное. В школу Андрей пошел в 1948 году. Мальчик учился старательно и прилежно. Учеба ему нравилась.
Когда Андрюша немного подрос и школьные годы стали подходить к концу, то он решил для себя, что станет рабочим человеком. Выберет такую специальность, которая бы была востребована, кормила бы его.
Но… Его величество Случай вмешивается в судьбы многих и меняет их коренным образом. Незадолго до получения аттестата Андрюша стал живо интересоваться искусством кинематографа и даже пробовал себя в качестве артиста на сцене.
Именно это увлечение предопределило его дальнейшую судьбу. Андрей Смирнов в будущем станет знаменитым актером, режиссером и сценаристом. После получения аттестата о полном среднем образовании Андрей Смирнов успешно выдержал вступительные экзамены во ВГИК на режиссерский факультет.
Время учебы Андрей Сергеевич вспоминает, как интересное и насыщенное событиями. Именно в это время состоялись его роли в кино, пусть и незначительные. Эти кинопробы стали для Андрея Смирнова прекрасным опытом в творческом его становлении.
В 1962 году Андрей начал свою работу как кинематографист. Эту свою деятельность он соотносил с опытом корифеев режиссуры того времени, таких как, Лукашевич Татьяны, Ромма Михаила.
Андрей Смирнов сейчас
В мае 2020 года начался премьерный показ 2-го сезона комедийного сериала о бывшем «медвежатнике» Семене Бабушкине «Динозавр».
В новых сериях герой Андрея Смирнова вместе со своим другом, персонажем Александра Панкратова-Черного, начинает собственное дело, открыв фирму по вскрытию дверей. Но пожилые авантюристы на своем пути встречают настоящих мошенников в лице отца и сына Курицыных, которых сыграли Валерий Баринов и Александр Олешко.
Сейчас к выходу готовится фильм «Ампир V», в котором Андрей Сергеевич исполнил роль вампира Озириса. Услышать Смирнова сегодня можно на радио «Эхо Москвы», в программах «Персоны» и «Дифирамб».
Биография
Андрей Смирнов родился 12 марта 1941 года в Москве. Сын писателя С. С. Смирнова.
В 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
В 1971 году снял фильм «Белорусский вокзал», который был удостоен Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году. Более сорока лет «Белорусский вокзал» остаётся одним из лучших фильмов, посвящённых теме Великой Отечественной войны, а песня «Нам нужна одна победа» («Здесь птицы не поют, деревья не растут.. .») Булата Окуджавы — популярной патриотической песней, без которой не проходит ни одно празднование Дня Победы.
За исполнение роли писателя Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены» удостоен нескольких кинопремий:
- Приз жюри имени В. Фрида — VI Международный Правозащитный Кинофестиваль «Сталкер (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (2000 год)
- Приз «за лучшую мужскую роль» — 7-й Гатчинский кинофестиваль «Литература и кино» (2001 год).
В 2005 году был избран председателем жюри XV МКФ «Послание к Человеку».
Вернувшись в кинорежиссуру после тридцатилетнего перерыва, А. Смирнов снял по своему сценарию фильм «Жила-была одна баба». Картина была показана на закрытии XIX кинофестиваля в Выборге «Окно в Европу», прошедшего в августе 2011 года, и удостоена «Приза президента фестиваля». Также фильм был представлен в конкурсной программе 35-го Фестиваля мирового кино в Монреале, прошедшего в августе 2011 года. Режиссёром Ириной Бессарабовой создан документальный фильм «Под говор пьяных мужичков» (название — строка из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина», 1841), который рассказывает о судьбе А. Смирнова и съёмках картины «Жила-была одна баба».
В июне 2011 года на Церемонии Открытия 22-го Открытого Российского Кинофестиваля «Кинотавр» А. С. Смирнову вручён приз «За Честь и Достоинство».
На XXV юбилейной церемонии Национальной кинопремии «Ника» (за 2011 год) А. С. Смирнову вручён приз за фильм «Жила-была одна баба» в номинации «Лучшая сценарная работа», а его кинокартина признана «Лучшим игровым фильмом».
Семья
Женат на актрисе Елене Смирновой (Прудниковой), известной по фильмам «Два капитана», «Вариант Омега».Имеет трёх дочерей и сына: Авдотью (от брака с Натальей Рудной), Александру, Аглаю и Алексея.